Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Акцизом по бездорожью

Российское правительство приняло решение повысить акцизы на бензин и дизельное топливо. Ожидаемый итог – подорожание бензина в среднем почти на 5 рублей. В качестве кости с барского стола автолюбителей ожидает снижение базовой ставки транспортного налога в два раза.

Российские автомобилисты, устраивая пикеты против повышения транспортного налога, предлагая внести его в стоимость бензина, невольно подсказали родному правительству еще несколько способов, как окончательно «раздеть» свой народ. Один из них взял на вооружение глава Минфина Алексей Кудрин, срочно ищущий способы залатать дыры в раздутом бюджете на следующий год. Многочисленные национальные проекты, сочинская стройка, повышение пенсии и индексация зарплат госслужащих, а также воскрешение Дорожного фонда, потянет примерно на 800 млрд рублей свыше того, что может потратить страна.

Поэтому Кудрин, вообще-то сторонник туго затянутого пояса, совместно с Минтрансом начал решать, по каким бы сусекам наскрести искомую сумму. Естественно, первым делом взгляд пал на не бедствующие, вопреки собственным заявлениям, нефтяные компании. Для начала он добился отмены налоговых льгот для месторождений Восточной Сибири, после чего нашел поддержку премьера Владимира Путина в вопросе увеличения экспортных пошлин на газ и нефтепродукты, а венцом всего стало резкое увеличение акцизов. Однако все это, по старой доброй традиции, отразится, прежде всего, на кошельках обычных людей. При этом, также как и в истории с повышением транспортного налога, когда вся ответственность была переложена на местные власти, правительство как бы под гнев народа не попадает. Это не мы, мол, цены подняли – это вон нефтяники на народе наживаются».

Уже в сентябре Госдуме будет предложено внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые позволят формировать региональные и федеральный дорожные фонды. Последний будет пополняться не только за счет акцизов – сюда же отправятся сборы с грузовиков массой свыше 12 тонн.

По словам главы Минтранса Игоря Левитина, в планах привести к 2015 году в нормативное состояние 85% дорог. Сейчас таковых – 35%. Министр даже обещает снизить аварийность на дорогах. Только дайте денег! Кроме того, в 2011 году стартует программа строительства сельских дорог: к населенным пунктам, где проживают более 125 человек, будут проложены дороги с твердым покрытием. А они, эти бедолаги, уж подумали, что забыли их в 18-м веке. Осталось только понять, что это будет за твердое покрытие. Щебень-то тоже не мягкий. Наконец, в 2015 году планируется привести в порядок мосты, среди шести тысяч которых тысяча – в аварийном состоянии. Впрочем, есть подозрение, что плохо смотрели.

Вы наивно спросите о контроле траты средств? Не волнуйтесь! Все продумано. Минрегион уже работает над изменением нормативов дорожного строительства. Во главе угла будут стоять качество, современные технологии и оптимизация затрат. То есть, в идеале фраза «О, а у меня как раз у свата фирма дорогами занимается…» уже не должна работать. Но мы-то знаем, на каком этаже находится раздел фантастики. То же касается и анонсированных «независимых» экспертов, которые должны это все контролировать.

По словам Левитина, в ближайшее время также нормативно разделят финансирование переноса коммуникаций, выкупа земли и строительство трасс. Это якобы позволит узнать реальную цену стоимости дороги. И она, скорее всего, окажется несколько ниже той, за которую можно было ту же площадь намазать парой сантиметров красной игры.

Что же касается стоимости бензина, то ее в течение трех лет планируют поднимать на 1 рубль с литра топлива. В конце этого срока это позволит выйти на уровень финансирования дорог на 60%. Уже в 2011 году объем Дорожного фонда должен составить чуть больше 377 млрд рублей, с ростом до 408 млрд в 2013 году. При этом, по мнению Кудрина, рост акцизов не должен значительно отразиться на цене топлива, которая только в 2009 году выросла на три рубля. Однако эксперты утверждают, что чистая арифметика в этом вопросе не работает, и рост составит по разным оценкам в среднем на 5 рублей за литр.

Логично было с такой наценкой и вовсе отменить транспортный налог. Однако президент России Дмитрий Медведев одобрил лишь снижение его базовой ставки вдвое. При этом регионам оставят право изменять ее как в сторону уменьшения, так и повышения.