Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Номерок «блатной»: теперь легально

Глава ДОБДД Виктор Кирьянов выступил за то, чтобы продажа так называемых «блатных» номеров в России стала легальной, а вырученные деньги шли в казну. Мнения заинтересованных лиц по этому поводу разделились.

Россия – страна, где принято выставлять свое благосостояние и положение напоказ. В этом мы сильно похожи на страны третьего мира, где позолоченные фонтаны у дорогущих вилл и лимузины особенно эффектно смотрятся на фоне общей бедноты. Демонстрация отечественного благосостояния начинается от золотых часов за полмиллиона долларов и заканчивая даже такой мелочью, как автомобильный номер.

Об эту тему в России сломано уже немало копий. Основная претензия автолюбителей – непомерная наглость обладателей этих самых «блатных» или красивых номеров. Особую ненависть у народа вызывают обладатели номеров «АМР» или «ММР», указывающих на принадлежность к МВД или на то, что его владелец – большой друг какого-нибудь высокопоставленного милиционера. Добавьте сюда еще традиционную для таких автомобилей «мигалку», и гнев народа праведный будет обеспечен.

Номера «ЕКХ» принадлежат исключительно работникам ФСБ и ФСО, а «ААА», «ООО» и «МММ» – самые популярные из номеров с тремя одинаковыми буквами – чаще всего забронированы за представителями власти или местной элитой. Это не просто красивые номера – их обладатели, скорее всего, ни за какие нарушения не будут остановлены сотрудниками ГИБДД, ибо себе же дороже выйдет. В лучшем случае, из окна высунется рука с мобильным телефоном и служивому предложат обсудить сложившуюся ситуацию, скажем, с Геннадием Анатольевичем.

Номер «ЕРЕ» говорит о том, что автомобиль везет уставшего от заседания депутата Государственной думы, на машине с номером «ССС» сотрудник спецслужб выполняет секретное задание, «АМО» перевозит в себе членов правительства Москвы, а «АОО» –  сотрудника управления делами президента.

Номера с тремя цифрами в настоящее время не сильно пугают даже рядовых сотрудников Госавтоинспекции. Да, скорее всего, такую машину тоже будут тормозить через раз, но то, что за рулем вряд ли находится птица особо высокого полета – факт. И гаишники это знают. И если настроение сотрудника ГИБДД в этот день будет не солнечным, то получится, как в песне «Касты» и «Крестной семьи» «Номерок блатной»: «…монтировкой, обросшей ворсом, он вы выдрал номер «три семерки» с улыбкой борзой. Не то рукой, не то копытом отдал честь и исчез в машине ГАИ с номером 666…»

В моду «блатные» номера у отечественных водителей вошли еще в СССР, когда серии «МОЛ», «МОС», «МКМ» и «МКС» считались милицейскими и кэгэбэшными. Получить их можно было только по знакомству. Зато эффект был просто потрясающим. В российское время законодателем мод на ниве красивых номеров считается экс-глава ГИБДД Владимир Федоров, украсивший свою машину табличкой «О100ОО77».

«Три Ольги», как и «три Анны», а также «МММ» пошли нарасхват по цене от $6 тысяч до $10 тысяч, однако человек «с улицы» приобрести их не мог. Все договоренности действовали и действуют только по блату – через знакомых, друзей, сослуживцев. Было время – продавались даже федеральные номера с большим российским флагом вместо региона. Цена – от $40 тысяч. Эффект – еще более потрясающий. Правда, в итоге хождение этих знаков было отменено.

Не так давно, как меру борьбы с коррупцией в органах (а продажа «блатных» номеров к ней, естественно, относится) предлагалось ставить красивые номера на мусоровозы и другие неприглядные машины, дабы принизить их ценность в глазах страждущих. Однако тема не нашла понимания у ГИБДД и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России, которая должна оснащать такие машины номерами. И вот теперь родилась идея, которая, прямо скажем, уже лет десять как витает в воздухе – продавать, но продавать легально.

«Если человеку нравится определенный номер, то можно дать ему возможность его официально купить, – сразил всех наповал глава ДОБДД Виктор Кирьянов, заявив к тому же, что можно даже разрешить аукционы на покупку этого добра. – Я знаю, что сейчас законодатели работают в этом направлении, и, возможно, уже в скором времени мы с вами увидим соответствующий законопроект».

По мнению экспертов, такая практика неплохо зарекомендовала себя в нескольких зарубежных странах, а принятие этого закона может, если и не искоренить, то серьезно сократить коррупцию в органах. Единственное условие – ГИБДД не должно иметь к этой системе прямого отношения, а те же самые аукционы должны быть на контроле у общественности. Вот в это что-то не особо верится. Противники же твердят о расслоении общества, которое, вроде бы как, уже давно и без того произошло.

Что же касается заграницы, то самый яркий из недавних примеров – аукцион в Великобритании, на котором номер «RU55IA» был продан некоему господину (интересно, из какой страны?) за несколько сотен тысяч фунтов стерлингов. Там же в 2009 году номер «10» был продан за 210 тысяч фунтов. Всего с 1989 года на территории страны аукционы принесли казне 1,3 млрд фунтов. Абсолютным же рекордом вновь отметились ОАЭ, где местный бизнесмен выложил $14,5 млн за номер с единственной цифрой – «1». А, например, в таких странах, как США, Германия и Франция можно абсолютно легально за несколько тысяч долларов зарегистрировать номер со своим именем или прозвищем.

Есть в мире, как минимум, один человек, который не рад тому, что у него красивый номер. Речь идет об американце Скотти Роберсоне, который за один прошлый год получил более 100 уведомлений о штрафе за нарушения ПДД. Дело оказалось в номере его машины – ХХХХХХХ. Именно так автоматом прописываются неопознанные номера на машинах, нарушения которых фиксируют камеры на дорогах США. И также автоматически они отправлялись обладателю этого номера.

В России цена вопроса пока что составляет от 20 тысяч рублей за три одинаковые цифры до плюс бесконечности за полный набор. «ААА», «ООО» или «МММ» обойдутся примерно в $10 тысяч без дополнительных «нагрузок» в виде красивых цифр. Звезды разной величины вполне могут в качестве признания таланта получить красивый номер от высокопоставленного ценителя.