Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

15-летний тандем ABS и ESP

Самые важные системы активной безопасности – антиблокировочная система тормозов (ABS) и система курсоустойчивости (ESP). И если на ручках под цвет кузова и велюровых ковриках с логотипом можно сэкономить, то на системы безопасности люди тратятся без колебаний.

ABS сокращает тормозной путь и сохраняет управляемость автомобиля при экстренном торможении. С помощью датчиков система постоянно контролирует скорость всех колес. Как только при торможении колесо начинает блокироваться, ABS моментально принимается регулировать тормозные силы так, чтобы оставалась сцепка шин с дорогой. К сожалению, дооборудовать этой системой автомобиль невозможно – ее настройки индивидуальны для каждой модели.

ESP – это электронная система курсоустойчивости. Аналогичные названия этой системы – VSC (у Toyota), VSA (у Honda) и так далее. Смысл работы у них один и тот же – предотвращение заноса автомобиля. Система постоянно активна и 25 раз в секунду сравнивает угол поворота руля с траекторией движения. Она определяет желаемое направление по углу поворота руля, с помощью датчиков угловой скорости и поперечного ускорения отслеживает перемещение автомобиля вокруг вертикальной оси и его боковое ускорение. При возникновении заноса, ESP его мгновенно распознает и, притормаживая отдельными колесами, стабилизирует направление движения.

У ESP есть срок годности. Например, компания Bosch дает гарантию на эту систему 15 лет или 300 000 км. Случаи отказа системы бывают – их 7 на 1 миллион. Но полностью система отказать не может, неполадка может произойти только с одним датчиком, остальные же будут работать и продолжать контроль за курсоустойчивостью.

В автомобиль, вышедший с завода без каких-либо систем активной безопасности, можно внедрить ESP. Но в зависимости от года выпуска и сложности работы, это может обойтись довольно дорого. Как минимум, надо потратиться на устройство CAN-протокол, точно передающее изменения курса.

Для автожурналистов было устроено мероприятие, где можно было проверить написанную выше теорию на практике. На специально подготовленном треке были созданы две трассы, на которых проводились тестирования обеих систем. Трасса для испытания ABS представляла собой прямой отрезок дороги, на одном из участков которой было создано скользкое покрытие. Для пущего скольжения эти пластиковые пласты были политы водой, что создало эффект гололеда.

Два совершенно одинаковых автомобиля Renault Logan разгонялись до 55 км/ч и, заехав на скользкую поверхность, должны были объехать препятствие. Разница у машин заключалась в том, что одна из них была оснащена системой ABS, а вторая – нет. При совершенно равных условиях автомобиль без антиблокировочной системы тормозов не мог объехать препятствия. Ни одному журналисту не удалось даже немного изменить направление движения – надувные баллоны только и отлетали об бампера при каждом заезде. Зато машина с ABS показала себя намного лучше – журналисты без проблем объезжали многострадальные баллоны.

Система ESP проверялась с помощью так называемого «лосиного теста». На прямом отрезке пути автомобиль разгонялся до 75 км/ч и резко уворачивался от препятствия. Для этого испытания были выделены два автомобиля Peugeot 308 российской сборки. Первый заезд был с неактивной ESP – даже удивительно, насколько легко машина уходила в сильный занос во время резкого объезда препятствия, несмотря на то, что трасса была асфальтовая. С работающей ESP на тех же 75 км/ч машина спокойно объезжала «лося».

Ни одна российская марка не предлагает покупателям электронную систему курсоустойчивости, и лишь некоторые выпущенные недавно модели оснащаются антиблокировочной тормозной системой. Если быть точными, то всего 16% купленных в 2009 году отечественных автомобилей оснащены ABS. И всего 50% внедорожников, продаваемых в России, имеют в базе ESP, а ведь это недешевый сегмент. Зачастую предлагаемые в качестве опции ABS и ESP доступны только в комплекте с декоративными элементами, что сказывается на их стоимости. Например, отдельно система ESP стоит от 15 300 до 19 500 рублей, а в пакете цена может подлететь до 38 000 рублей. ABS более доступна – в отдельности ее можно приобрести за 10 000-15 900 рублей, а в пакете эта опция может «потяжелеть» до 36 000 рублей. К слову, ABS в чистом виде для УАЗ Patriot стоит 15 000 рублей. В Европе же система ESP в среднем обходится в $500.

Ежегодно 1,2 миллиона человек погибает в ДТП и 50 миллионов получают травмы. И это число постоянно растет. На развивающихся автомобильных рынках аварийность намного выше. На страны с низким доходом приходится до 90% всех дорожных инцидентов, причем их автопарк не дотягивает и до половины от мирового. Такими темпами к 2030 году ДТП станут пятой основной причиной гибели людей в мире, обогнав туберкулез. Первое место по количеству аварий занимает ЮАР, за ним идет Саудовская Аравия, третье место выпало на долю нашей страны. Для сравнения, в Японии смертность на дорогах в 13 раз ниже, чем в России.

Лидерами в печальной статистике являются те страны, где большая часть населения не может позволить себе купить качественные автомобили, оснащенные различными системами безопасности. Местные автопроизводители выпускают модели, которые не способны выдержать европейские испытания по безопасности. Но люди покупают их из-за дешевизны. Например, самые покупаемые российские машины – классические «Жигули» не оснащаются ABS и подушками безопасности, не говоря уже о прочих электронных системах. Самые безопасные автомобили, выпускаемые в России – Lada Kalina и Priora, УАЗ Patriot и Volga Siber, для которых опционально доступны ABS и подушки безопасности, а так же практически все иномарки, собирающиеся на местных заводах.

Антиблокировочная система тормозов была разработана в 1978 году, а в 1995 году к ней присоединилась еще одна система активной безопасности – ESP (электронная система курсоустойчивости). Сегодня компания Bosch отмечает 15-летие своего продукта. Этот юбилей немного опередил другой рубеж – в 2009 году была произведена 200-миллионная ESP. Директор по маркетинговым коммуникациям Robert Bosch GmbH Сандра Пасторе отметила: «ESP может предотвратить до 80% аварий из-за заноса. В наших планах запустить девятое поколение ESP и разработать систему ABS для мотоциклов».

Так же в планах компании создать объединенную систему CAPS, которая будет включать в себя элементы активной и пассивной безопасности. Сейчас уже есть системы прогнозирования столкновения и предупреждения о препятствии (такая стоит, например, на новой Audi A8). Так же могут быть объединены такие полезные функции, как помощь при трогании на подъеме, адаптация к загрузке, система контроля давления в шинах, защита от раскачивания прицепа и так далее. Инженеры планируют охватить весь процесс аварии – если не удастся избежать столкновения, то автомобиль заблаговременно будет готов принять удар.

Согласно исследованиям европейских страховых компаний, проведенным в 1998 году, 25% ДТП, в результате которых были получены травмы, произошли из-за заносов автомобиля. А в 2007 году еще одно исследование доказало, что если бы все машины были оснащены ESP, можно было бы избежать 4 тысяч смертей и 100 тысяч травм. Кстати, с 2012 года в краш-тесте по методике EuroNCAP автомобиль, не оснащенный системой курсоустойчивости, не сможет получить 5 звезд. Уже сейчас австралийская автомобильная ассоциация на независимых краш-тестах проверяет возможность избежать заноса и столкновения.

Ситуацией на дорогах вплотную занялась ООН, объявив 2 марта 2010 года начало десятилетия безопасности дорожного движения. До 2020 года планируется снизить смертность на дорогах вдвое. Автомобилистов будут привлекать к покупке более безопасных машин денежными поощрениями. Через 10 лет по планам ООН каждый автомобиль в базе будет оснащаться системами ABS и ESP, ремнями безопасности с преднатяжителями, а так же они должны будут успешно пройти фронтальный и боковой краш-тест и получить хорошую оценку за безопасность пешеходов.

Сейчас 36% мирового автопарка оснащены ESP, которая по умолчанию включает в себя и ABS. А к 2012 каждый второй автомобиль сможет похвастаться наличием электронной системы курсоустойчивости.