Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Скутеристов заставят учить ПДД

В следующем году количество категорий в водительском удостоверении может увеличиться с пяти до одиннадцати. МВД предлагает обязать водителей маломощных мопедов сдавать на права и сделать отдельную категорию для скутеров мощностью до 15 л. с.

В «Законе о безопасности дорожного движения» появились поправки, которые расширяют список категорий для водительских прав. Сейчас в пластиковых карточках объединены пять видов транспортных средств: мотоциклы (категория А), легковые автомобили (категория В), автомобили весом более 3,5 тонны (категория С), пассажирские автобусы (категория D) и тяжелые прицепы (категория Е, открывается к В, C и D). Существуют права на троллейбусы и трамваи, а также тракторы и плавательные судна.

Согласно поправкам, с 1 марта 2011 года в России начнется выдача новых видов прав. Все мопеды, скутеры и мотороллеры с объемом двигателя менее 50 кубических см попадут в подкатегорию М. За руль «табуреток» будут допускаться водители не младше 16 лет. Для получения прав с отметкой «М» необходимо будет сдать теоретический экзамен. В подкатегорию А1 попадут легкие мотоциклы с двигателем мощностью до 15 л. с. и объемом мотора не более 125 куб. см. Пока неизвестно, какие испытания нужно будет пройти, чтобы получить право на управление маломощным байком.

Цель Министерства внутренних дел очевидна – снизить количество аварий с мопедистами. Число ДТП с участием «табуреточников» растет вместе с популярностью этого транспортного средства. В большинстве случаев травмы получают подростки, которые нередко садятся за руль в нетрезвом виде. По мнению МВД, препятствие в виде бюрократических заморочек с получением прав сократит число неадекватных скутеристов и повлияет на чувство ответственности водителей двухколесного транспорта. Кроме того, знание ПДД поможет скутеристам предугадать маневры автомобилей.

Несомненно, введение прав на мопеды приведет к снижению их продаж. Сейчас можно купить 50-кубовый скутер всего за 15–20 тысяч рублей. При этом не требуется оформления никаких бумаг, кроме договора о купле-продаже. Между прочим, маломощные скутеры после нехитрых доработок в гараже способны разогнаться до 70 км/ч. Но прав на дороге у водителей мопедов не больше, чем у велосипедистов, а то и меньше. Велосипед может свободно перемещаться по тротуару, а на скутере ехать по пешеходной дорожке довольно проблематично.

В МРЭО и так тесно в дни, когда сдают на права, а с весны следующего года там и вовсе будет не протолкнуться от желающих сдать теоретический экзамен. А те, кто занимается продажей разных официальных документов ГИБДД, уже потирают руки в ожидании новых денежных потоков. Интересно, останется ли для категории М стандартная расценка за теорию в 70 – 80 долларов? Возможно, совершеннолетним любителям мопедов будет даже проще сразу открыть полноценную категорию А, в которую автоматически включены М и А1. А это уже чревато тем, что будет повышаться кубатура двухколесных транспортных средств.

Мотобатальону тоже привалит работы. Многие мотобатовцы и так теряются от обилия моделей скутеров, не различая, какие из них 50-кубовые, а какие мощнее. А тут надо будет еще следить, у всех ли подростков есть права. Да и как гоняться за неосторожными «табуреточниками», которые могут угодить под колеса машины или просто упасть на ровном месте?

Также будет введена еще одна подкатегория – С1, которая будет распространяться на транспортные средства не тяжелее 7,5 тонны. Правда, непонятно, зачем нужно это разделение, ведь зачастую категорию С открывают водители спецтехники, которые сегодня могут сесть за руль удлиненной «ГАЗели», а завтра – «КАМАЗа». Для С1 можно будет открыть категорию Е, чтобы ездить с прицепом массой до 750 кг, но общая максимальная масса должна будет составлять не более 12 тонн.

Появится и подкатегория для водителей маршруток. Удостоверение с отметкой D1 потребуется водителям автобусов, в которых не более 16 пассажирских мест. Пока неизвестно, будет ли разработана специализированная программа для обучения езде на этом виде транспорта. Для D1 можно будет открыть категорию Е, которая позволит ездить с прицепом (не для перевозки людей), общая масса такого автопоезда не должна будет превышать 12 тонн.

Добавление этих подкатегорий направлено на снижение аварийности с коммерческим маршрутным транспортом. Отметим, что в открытые до весны 2011 года категории новые подкатегории будут включаться без дополнительных экзаменов.