Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Репортаж с завода ЗАЗ: Місто де народжується Chevrolet Lanos

Что приходит в голову каждому из нас при упоминании Запорожского автомобилестроительного завода? Конечно же, знаменитый «горбатый» «Запорожец», кто-то вспомнит «ушастого», ну а некоторые возможно запомнили «Таврию». Со времен советского союза об автомобилях ЗАЗовского производства многие забыли, и лишь в прошлом году на российский рынок начались поставки продукции украинского предприятия, которому принадлежит около половины совокупного выпуска автомобилей в Украине.

Сейчас компания ЗАЗ сотрудничает с такими грандами мирового автопрома как General Motors, GM-DAT, Opel, Renault и другими компаниями. На ЗАЗе выпускают автомобили ВАЗ, «Таврия» и «Славута» собственной разработки, а также Opel Astra, Vectra, Chevrolet Lanos, и многие другие. Последний проходит на ЗАЗе полный цикл сборки от изготовления деталей, сварки и окраски, до установки двигателей и окончательных тестирований на треке.

В настоящее время производство на ЗАЗе по качеству и техническим возможностям не уступает лучшим европейским автосборочным предприятиям. Еще бы, теперь за этим следят не члены «парткомов» и «обкомов», а одна из крупнейших в мире автомобильных компаний. В этом мы убедились сами.

Запорожский автомобилестроительный завод состоит из множества цехов и вспомогательных производств. Самым крупным подразделением завода является прессовое производство, где изготовляются детали, из которых в последствии сваривается кузов автомобилей. Это подразделение состоит из трех цехов основного производства - крупной, средней и мелкой штамповки.

Из прессового производства детали попадают на линии сварочного производства, которые оснащены уникальным, не имеющим аналогов в Украине, оборудованием. Кузова изготовляется робототехнологическими комплексами, которые позволяют при небольших трудозатратах не только обеспечивать качество согласно самым жестким требованиям, но и контролировать его современными средствами диагностики.

Затем, как и полагается готовый кузов попадает в цех окраски оснащенный оборудованием ведущих фирм Германии, Италии, Франции. Технологии и материалы полностью отвечают современным европейским и мировым стандартам. Подготовка поверхности кузова выполняется с применением прогрессивного состава фосфатирования и катодного электрофореза, а использование грунтовок, которые не содержат свинца, значительно улучшает базу для последующего нанесения краски.

На сборочном производстве, где происходит завершающий этап рождения нового автомобиля, применяется принцип поточной линии с использованием конвейерных систем, что позволяют единовременно собирать несколько моделей и модификаций автомобилей.

После сборки автомобиль попадает в цех сдачи, в котором проходит окончательная проверка работы всех узлов и качества сборки. Цех сдачи также оборудован камерой герметичности, в которой автомобиль проверяется на водонепроницаемость.

Кроме того, все автомобили, произведенные на ЗАЗе, проходят тестирование на треке для ходовых испытаний, построенном по аналогии с треками, на которых предприятия General Motors испытывают свои авто. Пять участков трека со специальным покрытием позволяют проверять работу каждого автомобиля в условиях вибрации. Разнообразная конфигурация неровностей помогает своевременно выявить возможные неисправности и тут же устранить их.

В конце концов, новые автомобили попадают в две секции для накопления и отгрузки готовой продукции, где их загоняют на автовозы и развозят дилерам в Украине и других государствах. В Россию, в частности, отправляется основная масса произведенных Chevrolet Lanos.

И это не удивительно, ведь с момента своего появления в России Chevrolet Lanos моментально завоевал популярность, в немалой степени эту способствовала его стоимость немногим меньше $9 000. Кроме того, очередь на автомобиль не растягивалась на полгода как на аналогичные модели конкурентов.

Продажи Chevrolet Lanos в России стартовали в ноябре 2005 года, до конца прошлого года автомобиль с 1,5-литровым мотором и механической трансмиссией разошелся тиражом 2 325 машин. В июне 2006 года на российском рынке помимо «голой» комплектации «S» появились еще две: «SE» стоимостью $9 430 с подушкой безопасности и гидроусилителем руля и «SX» стоимостью $10 130, в которой к комплектации «SE» прибавились передние электростеклоподъемники и кондиционер. C 1 января 2006 года по 1 сентября в России было реализовано 23 794 автомобиля, а за весь текущий год в компании GM-DAT планируют продать 40 500 машин данной модели.

Отреагировав на повышенный спрос на модель Chevrolet Lanos, руководство Запорожского автозавода приняло решение резко нарастить объемы производства автомобиля. В первом полугодии 2006 года на ЗАО «ЗАЗ»  было произведено 83 139 автомобилей, что на 11 133 единиц больше чем за аналогичный период 2005 года, при этом объем выпуска Chevrolet Lanos составил 17 356 автомобилей или более 1/5 всего объема производства. По словам председателя правления ЗАО «ЗАЗ» Николая Евдокименко объем поставок Chevrolet Lanos в Россию будет увеличиваться. Кроме того, ЗАЗ планирует продвигать на российском рынке другие новые модели, которые появятся в ближайшие годы.

Тем не менее, Михаил Евдокименко отметил, что для увеличения экспорта автомобилей необходимо увеличить объем выпуска, но мощностей имеющегося производства уже не хватает. Он сообщил, что в ближайшее время начнется строительство нового автозавода, который и решит проблему дефицита производственных мощностей, для него готова проектная документация и выделено 150 га в промзоне ЗАЗа. Основным автомобилем, который будет выпускаться на новом производстве, станет новая модель T, разработка которой идет совместно с компанией GM.

По словам представителей ЗАЗа сотрудничество с GM станет приоритетным для компании, и основные объемы производства будут делаться совместно с американской компанией. До конца этого года на автозаводе начнется производство новых автомобилей Chevrolet Epica, Captiva, освоение производства автомобилей Aveo T-250 и трехдверного Opel Astra H, а также четырех автомобилей модельного ряда Chery.

ЗАЗ не отказывается и от обновления собственного модельного ряда. В январе с конвейера снимут трехдверную «Таврию», в модельном ряду компании останется всего два автомобиля - «Таврия» в кузове пикап и «Славута». В ближайшие два три года «Славуту» заменит совершенно новая модель, которая, по словам представителей ЗАЗа, будет создана на базе одного из автомобилей GM-DAT. Кроме того, сейчас компания разрабатывает новый 1,4-литровый силовой агрегат которым будут оснащаться автомобили ЗАЗ, а возможно и новые модели GM-DAT.

Благодарим компанию «General Motors Russia» и лично Ирину Калашникову и Агнес Рона за организацию поездки.