Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Чиновники доводят техрегламент до ума

Депутаты вернулись к обсуждению технического регламента, который вступает в силу в сентябре 2010 года. Выдвинуты новые поправки к документу, согласно которым будут отменены запреты на правый руль, кустарный ксенон, кенгурятники и свободный ввоз запчастей.

До вступления в силу нового техрегламента остались считанные месяцы. Особенно новый регламент затрагивает автопарк Дальнего Востока, где, как известно, леворульные автомобили считаются экзотикой. Свою внезапную перемену точки зрения Министерство промышленности и торговли объясняет тем, что первая версия технического регламента готовилась по примеру европейских коллег и в сжатые сроки, что привело к неточному переводу и неправильной трактовке некоторых понятий. Упомянули чиновники и некоторые замечания граждан по этому вопросу.

В принятой версии техрегламента в России можно производить и ввозить только автомобили с 17-значным VIN-номером. Но машины, выпускаемые для японского рынка, которые популярны на Дальнем Востоке, имеют лишь 11-значный Frame-номер. Для таких машин в техническом паспорте отмечается, что VIN отсутствует. Запрет на ввоз японской автотехники вызвал бурю негодования, которая выразилась в многочисленных выступлениях в интернете и нескольких акциях протеста. В поправленном варианте требования этого пункта перестали распространяться на единичные транспортные средства, ввозимые на территорию России. Стало быть, физические лица могут и дальше ввозить автомобили, изготовленные для внутренних рынков Японии, Англии и других стран с левосторонним движением.

Но автомобили привозят из-за границы не для того, чтобы ставить во дворе и любоваться. С постановкой на учет и эксплуатацией в первой версии техрегламента была загвоздка: на ввозимой машине не должны быть установлены фары ближнего света, настроенного на правую сторону дороги. Поправки отменяют и это положение, обязывая корректировать фары только перед постановкой автомобиля на учет и прохождением техосмотра.

Пересмотрены были и требования к фарам с ксеноновыми лампами. По новому видению чиновников, в противотуманные и фары ближнего света можно самостоятельно устанавливать ксеноновые лампочки, но при условии, что оптика будет также оснащена фароомывателями и автокорректором. В «неисправленной» версии этот пункт запрещает использование в передних фарах газоразрядных источников света категории D (ксенон) на машинах без автокорректора или в случае, если он не работает.

У водителей внедорожников тоже появился повод для радости – поправки разрешают им устанавливать на свои машины усиленные бамперы и кенгурятники. Нынешняя версия техрегламента запрещает установку на внедорожниках и пассажирских 9-местных микроавтобусах этих кузовных элементов, изготавливаемых из стали и других аналогичных материалов. Запрет на это снят только с автомобилей повышенной проходимости массой не более двух тонн.

И еще один пункт регламента должен претерпеть изменения – неофициальным представителям производителя будет разрешено ввозить в Россию автозапчасти. Один из пунктов нового техрегламента гласит, что компоненты для автомобиля может ввозить в страну только их изготовитель или его уполномоченный представитель. Это грозило автомобилистам повышением цен на запчасти за счет большого спроса: официальные дилеры стали бы монополистами в этой сфере. Согласно нововведению Минпромторга, в Россию запчасти может ввезти и компания, организованная как оптовый склад.

Но есть и ложка дегтя в предложениях Минпромторга: все вводимые в эксплуатацию на российском рынке автомобили должны оснащаться системами стабилизации и распределения тормозных усилий (ESP, EBD, ABS) и датчиками давления в шинах. Но этот пункт выглядит неадекватным на фоне машин, выпускаемых отечественными марками. На ВАЗах и ГАЗах даже автоматические коробки и климат-контроль недоступны, в топовых комплектациях можно рассчитывать только на ABS.

Напомним, вопрос с введением нового технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» был поднят в начале мая 2009 года. Несколько месяцев шли активные рассуждения о том, будет ли запрещен правый руль в России. К осени 2009 года Минпромторг немного переиграл пункты техрегламента. Например, уже ввезенные и поставленные на учет праворульные машины не должны были подвергаться гонениям. Но автомобилистов, которые радеют за свободу выбора автомобиля и расположения руля, это все равно не устраивало.

Пока поправки, отменяющие наиболее острые положения техрегламента, не приняты. Успеют ли чиновники обсудить и утвердить эти пункты, которые удовлетворяют многих автомобилистов, до сентября – неизвестно. Главное, чтобы предложенные поправки не остались на стадии вялых обсуждений. Иначе раздразненное общество с присыпанными солью ранами может вновь устроить массовые акции.