Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Мигалки на дорогах: уступай или плати

Вокруг мигалок поднялась шумиха: автомобилисты недовольны поведением чиновников на дорогах. Отправной точкой стала жуткая авария на Ленинском, затем негодование было подкреплено видеороликом с выехавшей на встречную полосу машиной, в которой ехал советник президента Владимир Шевченко. Мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе считает, что мигалки надо отобрать у всех, кроме президента, премьер-министра и патриарха России.

Большинство автомобилистов боится связываться с сильными мира сего, опасаясь за свое здоровье и сохранность автомобиля. Обстоятельства ДТП на Ленинском до сих пор не выяснены, даже при наличии свидетелей и видеозаписей. Это говорит о том, что доказать что-то в конфликтной ситуации вряд ли получится. Люди в растерянности, повторять подвиг Андрея Хартли, снявшего BMW с мигалками на встречной полосе, мало кто решается. Да и сам Хартли теперь побаивается за свое будущее.

В Интернете автомобилисты скурпулезно коллекционируют фотографии всех гражданских автомобилей, на крыше которых установлены сигнальные маяки. И количественные результаты уже давным давно перешагнули положенное по закону число мигалок – в России спецсигналами могут быть оснащены лишь 977 машин.

Кроме того, Федерация автомобилистов России выступает за полную отмену мигалок на всех автомобилях, кроме службы «скорой помощи», милиции и МЧС. Власти со своей стороны не разрешают проводить митинги по этому поводу. На сайте ФАР опубликованы планы по дальнейшей работе – подготовка письма в Госдуму и Общественную палату с просьбой отменить спецсигналы для персональных машин госструктур без соответствующей раскраски.

Борьба с мигалками длится уже много лет. В 2002 году глава ГИБДД Владимир Федотов устроил показательное снятие незаконно установленных мигалок с машин на Кутузовском проспекте в Москве. За два дня их «полегло» 40 штук. В 2005 году Госдума ужесточила ответственность за незаконное использование спецсигналов, но любители привилегий и в нем нашли для себя лазейки. Поэтому через несколько месяцев был разработан еще один законопроект, согласно которому депутаты и губернаторы должны были лишиться мигалок. Но его так и не приняли.

Следующая попытка побороть засилие мигалок на дорогах была предпринята в 2006 году. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин выступил с предложением оставить световые маячки только у машин оперативных служб с цветографической раскраской. Но эта идея не имела поддержки. Такая же история произошла с проектом депутатов «Единой России», которые предложили выдать привилегии не только оперативным службам, но и автомобилям, перевозящим высших должностных лиц государства и заместителей председателя правительства России.

Спустя всего месяц еще одна группа депутатов представила свой вариант выдачи мигалок. На этот раз помимо оперативных служб они доставались лишь восьми государственным деятелям: президенту и руководителям правительства, Совета Федерации, Госдумы, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов и генпрокурору. Но лишь в 2006 году после громкого скандала с аварией, в которой погиб Михаил Евдокимов, министр внутренних дел Рашид Нургалиев получил приказ от президента Владимира Путина сократить число автомобилей со спецсигналами с 7,5 до 1 тысячи. Список из 977 транспортных средств был подготовлен к 1 ноября того же года.

Тысячи цветных маячков на всю страну оказалось маловато. Это привело к тому, что руководители госструктур начали прижимать своих подчиненных. Да и сам Владимир Путин, назначенный в 2008 году премьер-министром, увеличил количество правительственных машин со спецсигналами и выделил по мигалке главам федеральных служб и агентств. С тех пор борьба с незаконно присвоенными привилегиями шла не очень бойко. Хотя летом прошлого года даже планировалось ввести уголовную ответственность за «левые» мигалки, но это так и осталось в проекте. Штраф для частных лиц по-прежнему составляет 20 минимальных окладов.

Пункт 3.1 ПДД гласит, что водители автомобилей с маячками синего цвета могут нарушать следующие правила: игнорировать светофоры (кроме сигналов регулировщика), не предупреждать о маневрах поворотниками, не уступать едущим по главной дороге или помехе справа, совершать поворот из любого ряда, разворачиваться на мосту, пешеходном переходе, в тоннеле, на остановках и так далее, не соблюдать требования разметки, выезжать на встречную полосу, не соблюдать скоростной режим, обгонять по тротуарам, останавливаться в любом месте, проезжать перекрестки в любом направлении, не пропускать пешеходов и многое другое, перечисленное в пунктах с 8 по 18 ПДД.

Единственное условие – проблесковый маячок и звуковой сигнал должны быть включены, и водители должны убедиться, что их маневр безопасен и им уступают дорогу. Эти же привилегии распространяются и на автомобили, которые идут в сопровождении машин с включенными маячками синего и красного цветов, но при условии, что у первых включен ближний свет фар. А согласно пункту 3.2 водители обязаны уступить дорогу машинам с работающими мигалками и звуковыми сигналами и тем, кого они сопровождают. А также их запрещено обгонять.

По сути водитель никак не может препятствовать проезду автомобилей с мигалками. В противном случае он нарушит правила и может получить штраф. За непропуск гражданской машины с включенными мигалкой и крякалкой – от 100 до 300 рублей. А за помеху проезда автомобилю со специальной цветографической схемой и работающими световыми маячками и сиреной автомобилист поплатится 300-500 рублями или лишением водительского удостоверения на 1–3 месяца.

Сами чиновники, естественно, не рады такой активности со стороны автомобилистов. На сайте ФАР опубликовано мнение депутата Госдумы Константина Затулина, который возмущается тем, что без спецсигналов он стоит в пробках по два часа. «Если обществу надо, чтобы 450 человек занимались законами, то создайте им условия», – сетует политик. Но и так понятно, что даже принятие всевозможных мер лишь немного снизит количество мигалок. Ведь у многих госслужащих есть ксивы, за счет которых автоинспекторы не имеют права их задерживать.

А если уж и правда спецсигналы оставят только оперативникам, то может получиться, как в одном известном фильме, когда Николая Баскова везли на корпоратив к олигарху в машине «скорой помощи». Есть неподтвержденные данные, что уже существуют платные услуги по сопровождению с мигалками. Тарифы на них, видимо, подрастут.