Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Цифровое оружие ГИБДД

Амуниция сотрудников ГИБДД шагает в ногу с современными технологиями. Легендарные «радары» безнадежно устарели, и им на смену пришли видеорегистраторы, диктофоны и алкотестеры. Предлагаем в этой статье ознакомиться с оснащением современными  оперативно-техническими  средствами  Госавтоинспекции в «цифровой войне» против нарушителей.

В последнее время автомобилисты очень интересуются внутренней работой ГИБДД – изучают положение о службе, административный  регламент, отслеживают последние приказы… В ход идут мобильные телефоны с диктофонами и громкие фразы из разряда «На каком основании вы меня остановили?», «Я никуда не пойду из своей машины» и «Представьтесь еще раз, я не расслышал!». Любое нарушение отрицается, и только лишь цифровая фотография или видеозапись может остудить пыл заведенного автолюбителя.

Чтобы взгляд на спорную ситуацию был беспристрастным, глава МВД Рашид Нургалиев разрешил сотрудникам правоохранительных органов использовать записывающие устройства. Аудио- и видеозаписи  будут прикладываться к делам о нарушениях и могут послужить доказательством в суде. Постепенно идет оснащение патрульных машин системой  внутренней  и  внешней  видеорегистрации, и камер на триногах вдоль трасс становится все больше.

При содействии отдела пропаганды Управления ГИБДД Московской области сотрудники ГАИ рассказали и показали приборы, которые они используют в своей работе. Одно из последних поступлений – видеорегистратор Cyber View CV-DS 3000. Это мини-видеокамера, которая ведет внутреннее и внешнее наблюдение. Видеорегистратор состоит из двух камер, которые  крепятся на лобовое стекло (одна камера направлена в салон автомобиля, а вторая – наружу). Аналогичные приборы есть у европейских полицейских. Наружная камера может снять нарушение или разговор автоинспектора с водителем (соответственно, без звука), а внутренняя делает звуковые видеоролики переговоров в салоне. Файлы накапливаются на флеш-карту или жесткий диск, а в конце смены сотрудник ГИБДД копирует их на специальный компьютер в дежурной части. Там он вводит свою фамилию и дату съемки. Запись непрерывно ведется в течение всей смены, поэтому стереть отдельный ее фрагмент не представляется возможным. Видеозаписи хранятся около двух месяцев, затем на их место записываются более свежие материалы. Этого срока вполне хватает, так как с момента оформления протокола у водителя есть десять дней на его обжалование.

Еще одна гроза автомобилистов – портативный алкотестер. Полный комплект представляет собой сложенные в специальном чемоданчике одноразовые трубки, аккумуляторная батарея и зарядка к ней, розетка для прикуривателя, запасные картриджи и рулончики с бумагой для распечатки, а также сам прибор. Обычно у инспекторов в машине лежит только сам индикатор в чехле с документацией и запас одноразовых трубок. Перед тем как «продуть» водителя, гаишник вводит необходимые данные, которые будут отражены в бумажном варианте результата проверки. На распечатанном в двойном экземпляре «чеке» содержится информация о названии, номере и калибровке прибора, номер, дата и время проводимой операции, уровень содержания алкоголя в выдыхаемом  воздухе, имя водителя и госномер его машины, место обследования, номер жетона, фамилия и номер отдела госавтоинспектора. Только проверив корректность всех этих данных, нужно ставить подпись.

Хорошо знакомый дачникам и жителям Подмосковья мобильный комплекс «Крис-П» выставляется на аварийно-опасных участках дороги или в тех местах, где не соблюдается скоростной режим. Прибор работает автономно, в задачу  госавтоинспектора  входит лишь установить его на штатив, настроить время, дату, направление движения и установить порог разрешенной скорости перед началом записи. «Крис-П» может работать в светлое и в темное время суток и фиксирует только нарушения. Как только автомобиль в зоне его видимости превышает установленный скоростной режим, делается фотография. Накопитель с файлами  передается в центр  фотовидеофиксации нарушений  ПДД, где обрабатываются кадры и оформляются протоколы. Мобильный фотовидеокомплекс исключает контакт водителя и гаишника, он работает в автоматическом режиме, хотя предыдущие версии этого устройства можно было подключить к монитору в патрульном автомобиле. Теперь же в задачу инспектора входит охрана «Крис-П», так как это оборудование стоит немалых денег.

Два аналогичных устройства – «Искра Видео-2» и «Визир» – отличаются от обычных видеокамер наличием радара для измерения скорости. Этот прибор сотрудник ГАИ может установить на кронштейне на лобовом стекле, а может и поставить на треногу возле машины. Измеритель скорости работает в режиме «фото» и «видео», но без звука. Съемку можно настроить по направлению движения или на встречную полосу, он автоматически отслеживает либо самые быстрые машины в потоке, либо приближающиеся быстрее всех навстречу транспортные средства. Съемка на видеорегистратор ведется в стационарном режиме или на ходу. Максимальная скорость, которую он может засечь – 250 км/ч. В файле содержится информация о дате и времени съемки и скорости нарушителя. Работа с роликами или фотографиями может производиться напрямую с камеры или ноутбука – файл можно приблизить или сохранить на отдельном накопителе.

Мало кто знает, что официальное название так называемого фена – «Искра». Это обычный радар, который показывает скорость приближающейся цели. Постепенно он уходит в небытие, так как его показания легко опровергнуть. Инспектор не может доказать наглядно, что скорость на радаре принадлежит конкретному автомобилю. Со временем «Искру» заменят более современные фотовидеорегистраторы. Хотя в государственном реестре она числится до 2012 года.

Раз в год компании, допущенные госреестром, проводят поверку приборов и при необходимости калибруют их. В результате каждого техобслуживания выдается свидетельство о поверке, которое подтверждает качество устройства. Именно эту бумагу и нужно требовать в случае, если водитель сомневается в законности использования того или иного прибора. На свидетельстве должна быть указана дата последней поверки и срок ее действия. Еще один миф заключается в том, что гаишники самостоятельно настраивают приборы – это не так. Во-первых, при вмешательстве будет сорвана пломба, без которой устройство не будет принято на очередную поверку,  во-вторых, регистратор может выйти из строя, а его починка влетит в копеечку. Например, «Искра Видео-2» стоит примерно 125 000 рублей, несложно представить, во сколько обойдется его обслуживание.

В Подмосковье работают около 1500 машин, из них пока только 10% оснащены фотовидеорегистраторами. Это спецбатальоны, спецроты и частично районные отделы ГАИ. Все автомобили ГИБДД Московской области оснащены навигационной системой ГЛОНАСС. С ее помощью в дежурной части отслеживаются все перемещения патрульных машин. Кстати, патрульные машины полностью стандартные, никаких технических изменений и доработок в них нет. Помимо перечисленных выше приборов инспектор берет на смену следующий набор: оградительные конусы, измерительная рулетка, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, рация, жезл, наручники с пистолетом. Недавно в дополнение к этому оснащению добавился спасательный набор, в котором есть гидравлические ножницы – если пострадавших срочно нужно извлечь из автомобиля, до приезда спасателей, этим займется автоинспектор. По мере выделения денег из бюджета количество оснащенных по последнему слову техники патрульных машин будет увеличиваться. Новые автомобили, поступающие на службу в ГИБДД Московской области, в обязательном порядке должны быть оснащены фотовидеофиксаторами, навигационной системой ГЛОНАСС и аварийным набором.

Интернет заполонили видеоролики с диалогами между водителем и гаишником, в которых можно услышать цитаты из Конституции России и требования всевозможных удостоверений и сертификатов. Отношения между стражами порядка и гражданами приняли цифровой формат – все под зорким глазом камеры или внимательным микрофоном на диктофоне. Некоторым автомобилистам, видимо, до того нравится такое общение, что у них уже целые видеоблоги с дорожными конфликтами. Хотя, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев причиной остановки автоинспектором водителя является нарушение правил дорожного движения.