Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Кустарному ксенону объявлена война

Автомобильную общественность переполошило опубликованное на официальном сайте ГИБДД МВД России разъяснение про использование ксеноновых фар. Согласно ему нелегальным ксенонщикам грозит лишение водительского удостоверения сроком до одного года и конфискация самого источника опасности.

Свершилось, власти услышали мольбы и проклятия ослепленных китайским ксеноном автомобилистов! Управление автомобилем с незаводским ксеноном теперь считается нарушением части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Теперь водителям, заменившим галогеновые лампочки в фарах ксеноновыми, грозит лишение прав на год с конфискацией «орудия преступления». Правда, разъяснение на сайте столь размытое, что за голову схватились даже те, кто заплатил за установку добротного ксенона немаленькие деньги.

К разъяснению на сайте приложено письмо Научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования, в котором популярно разъясняется, почему установка ксеноновых лампочек не отвечает требованиям конструкции транспортного средства. Причем это не касается заводских ксеноновых установок, а только случаев, когда вместо галогеновой лампочки вкручивается ксеноновая, без замены рассеивателей и отражателей. Это несоответствие с ГОСТом Р 51709-2001, который был принят в 1999 году. Определить «законность» ксенона можно по маркировке на блоке фары – символы, нанесенные на оптику, означают какой тип лампочки ей подходит.

Новость вызвала бурю негодования среди автомобилистов: поддавшиеся панике ринулись менять ксеноновые лампочки обратно на галогеновые. А те, кто похитрее решили ездить без ближнего света, штраф за это всего 100 рублей. В лучшем случае они будут освещать себе дорогу противотуманными фарами, в худшем – дальним светом, или вообще без света, что противоречит идее установки ксенона «чтобы было лучше видно». Предприимчивые продавцы уже начали поднимать цены на галогеновые лампочки на 50 – 100 рублей, а в автосервисах началась активная запись не демонтаж ксеноновых комплектов. Ну и работники свистка и жезла, естественно, не гнушаются отличной возможностью обогатиться на паникерах, вымогая от 1 000 до 5 000 рублей за прикрытые глаза.

Установка ксенона у официального дилера стоит в несколько раз дороже, чем в обычном автосервисе. Например, владельцу Ford Focus дилерский центр выставил за это счет в 18 000 рублей. А в обычном автосервисе за ксенон на Mazda3 просят 6 000–10 000 рублей. Но что сказать о тех, кто устанавливает на старые тонированные Жигули китайский ксенон за 1 500 рублей, который светит в космос? Видимо, на борьбу именно с такими ксенонщиками, и рассчитано это разъяснение. Но в теории все звучит красиво, а как же быть с практикой?

Проверка света и настройки фар обычно осуществляется на техосмотре – но понятно, что большинство тех, кто тюнингует свои машины, просто-напросто его покупают. Ни одна глухо затонированная машина с «колхозным» ксеноном не получит заветный талончик официально. Так что вариант ежегодной проверки на посту ГТО отпадает, остаются спецприборы. Разработан ли уже какой-нибудь измеритель-контролер головного света или гаишники будут определять нарушение на глаз: «ослепил – лишение»? Будут ли автоинспекторам выдаваться списки иномарок, на которых может быть как галогеновый, так и ксеноновый свет? Что делать владельцам, которые потратили большие деньги на установку качественного ксенонового освещения, например, полностью заменили фары? Сами гаишники от комментариев отказываются.

Отметим, что в Татарстане уже больше года отлавливают машины с кустарным ксеноном, в интернете даже распространен скан решения Верховного суда об отказе в обжаловании лишения водительского удостоверения за нарушение части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Человек ходил пешком в течение полугода и по истечении срока получил права обратно. А недавно, уже после публикации разъяснений на сайте ГИБДД, жителя Самарской области лишили прав за управление автомобилем «Ока» с лампами Маяк с маркировкой WL (White Laser) в фарах. Будет ли он обжаловать действия автоинспектора пока неизвестно. Но

Сотрудники ГИБДД анонимно сообщили нашей редакции, что в данный момент права никто не отнимает. «Сверху» пока не было никаких приказаний по отлову нелегальных ксенонщиков, закон пока сырой, а нарываться на неприятности у них нет желания. Но алчность берет свое – за счет шумихи вокруг «лишения прав за ксенон» автоинспекторы будут наживаться на водителях «десяток» и «семерок». Гаишника, охочего до легкой наживы, можно отпугнуть талоном техосмотра. Владельцы большинства иномарок могут заявить о том, что их автомобиль был приобретен у официального дилера, и все оборудование на нем сертифицированное. Капот открывать следует только при понятых и оформлением протокола досмотра – с этим документом можно будет впоследствии оспаривать незаконные действия автоинспекторов.

Напомним, что в 2006 году уже вносились поправки к ГОСТам, согласно которым передние фары должны были быть белого цвета, поворотники – оранжевого, а стоп-сигналы – красного. Это вызвало возмущение у владельцев автомобилей американского производства, привезенных в Россию – у них поворотники красного цвета. Охота за «американцами» продлилась около месяца, и в разгаре скандала новая редакция ГОСТа была отменена.

Федерация автовладельцев России планирует устроить 20 марта акцию протеста, в рамках которой будет выступать против платных дорог, повышения транспортного налога, отмену таможенных пошлин, пересмотр технического регламента и реформирование ГИБДД. Не исключено, что на мероприятии так же заступятся за обладателей качественного ксенона.