Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Автотуризм: горнолыжные провалы Кавказа

Европейские горы привлекают наших лыжников ровными склонами, хорошей инфраструктурой и обслуживанием. Но через некоторое время для людей, которые ищут адреналина, там становится откровенно скучно, и наши соотечественники возвращаются на Кавказ.

Несмотря на большой выбор искусственных трасс в СНГ, горы Кавказского хребта остаются лыжной Меккой для многих россиян и иностранцев. Новогодние праздники тут превращаются в шумную разношерстную тусовку людей, которых объединяет страсть к адреналину, экзотике и скоростному спуску. Если сравнивать трассы на Эльбрусе и Домбае с тем же Куршевелем, то разница как между проселком под Урюпинском и скоростным автобаном под Мюнхеном. Но именно проселочная дорога собирает на Новый год людей со всего мира, которые хотят испытать свое мастерство не на ухоженных беговых дорожках, а на заснеженных крутых склонах, где можно полностью насладиться фрирайдом и свободным полетом фантазии.

Для этой поездки был выбран автомобиль Honda CR-V со спортивным обвесом от «домашнего» тюнинг-ателье японцев – Mugen. С таким обвесом эта машина, пользующаяся в России большой популярностью, становится более брутальной и вызывающей, и уже язык не поворачивается назвать ее «женской игрушкой», как, например, Toyota RAV4, к которой прочно прилепилось это название. Первая точка нашего пути была в 3000 км, в Дагестане, в лагере экстремального туризма «Чиндерчеро». Такое расстояние, пройденное «за раз», позволяет реально определить уровень комфорта салона, иначе все эти слова об удобных, мягких креслах, отличной боковой поддержке, хорошем наборе регулировок так и остаются словами. А когда проводишь в машине более полутора суток, тогда понимаешь, что все хорошие эпитеты были сказаны не зря. В спортивных креслах Honda CR-V Mugen даже спалось удобно! Салонное пространство очень эргономично, я моментально решил для себя проблему с вечно летающей по кабине пачкой сигарет и зажигалкой – им нашелся отличный прорезиненый отсек слева от руля. И еще один рядом в запасе, там валялся мобильник.

От Питера до Москвы нас гнала холодная погода, до -21 мороза, в полях Тамбовской области стало теплее, и почти совсем лето образовалось в степях Волгоградской области и Калмыкии: +5 +10, очень хорошая температура для зимы. Машина ровно держала трассу, немного, правда, подвиливая в длинных скривленных дугах: не получалось чуть повернуть руль и спокойно проходить их на скорости, через некоторое время приходилось подруливать, дабы задние колеса не скользнули наружу поворота. Уже привычные блок-посты в Дагестане сонны, но цепко внимательны: за время нашего пребывания там произошло два крупных теракта, к счастью, без жертв среди мирного населения.

Лагерь экстремального туризма «Чиндерчеро» располагается в Акушинском районе, примерно в 150 километрах от столицы республики Махачкалы. Название он получил от горы, на которой и расположен, и переводится с даргинского языка как «водораздел». Высота над уровнем моря – 2000 метров. Самая высокая точка этой горы, на которую можно забраться, 2500 метров. Пологие склоны представляют собой рай для новичков и любителей скоростного катания, вот только «канатки» на самый верх еще не построено, приходится довольствоваться бугелем. Но зато все трассы освещены и кататься можно даже поздним вечером. Серьезным горнолыжникам пока там делать нечего, но зато любители кайтинга уже давно облюбовали этот уголок – ровный, постоянный ветер на склонах «Чиндерчеро» очень подходит для этого вида спорта. Добавьте к этому близость моря и возможность заняться кайтсерфингом, пару быстрых горных рек для сплава и рафтинга, и перспективы нового лагеря экстремального туризма трудно переоценить. Конечно, экстрима добавляет и то, что Дагестан постоянно появляется в сводках криминальных происшествий, но местное население на это лишь плечами пожимает: «Да спокойно все у нас, это взрывают и деньги делят, мы-то тут при чем?» Они привыкли, а обычному туристу действительно абсолютно незаметно, что в республике периодически проводятся контртеррористические операции. По крайней мере, встреченные в «Чиндерчеро» москвичи рассказывали, что отмечают тут третий Новый год подряд и никаких неудобств не испытывают.

Не испытали их и мы. Довольно дешевое проживание (1000 рублей за двоих в день) и очень вкусная еда компенсируют некоторые неудобства в быту, ну а чистейший горный воздух и катание на лыжах полностью перевешивают все минусы поездки в этот лагерь. Но нам пора выдвигаться дальше, на Эльбрус и в Домбай. Вновь седлается верный Honda CR-V Mugen, и через Ставропольский край выдвигаемся в Кабардино-Балкарию. Через Чечню с Ингушетией ездить все также не советуют военные, хотя местные друзья и пожимают плечами: «Что тут такого? Мы ездим, там вполне спокойно». Но если мы и рискнем как-нибудь, то это будет тема отдельного путешествия.

В поведении Honda CR-V на горных дорогах вырисовывается двоякая картина – заснеженные участки с крутыми сугробами автомобиль преодолевает легко и играючи, спокойно елозя по глубокому снегу. Но у нас стоит нешипованная резина, поэтому на притертых извилистых горных дорогах возникает избыточная поворачиваемость. И по-моему, свою «лепту» вносит и подключаемый полный привод Honda – Real Time 4WD. Дело в том, что для экономии топлива, как и на многих подобных кроссоверах, реально тянут только передние колеса. Задние подключаются по мере необходимости благодаря кулачковой муфте. Кулачковая муфта автоматически подключается при проскальзывании передних колес, блокируется дифференциал и – поехали на всех четырех. На практике же, при прохождении поворотов по скользкому известняку, на высоте около 2000 метров над уровнем моря, при вхождении в поворот и дозированном вывороте руля на нужный угол, задние колеса подключаются очень резко, туда перекидывается большая часть крутящего момента, и эффект оказывается неприятным – круп машины сильно несет. Поэтому на скользком серпантине управляться приходится очень аккуратно, впрочем, как и на любой другой скользкой дороге нужно быть очень внимательным.

К сожалению, горнолыжный сезон 2009-2010 годов на Кавказе оказался богат и на неприятные сюрпризы. В начале декабря была повреждена опора первой очереди новой гондольной дороги на Эльбрусе. Многие местные эксперты утверждают, что этот взрыв – следствие межклановой войны кабардинцев и балкарцев. Первые активно пытаются вытеснить вторых с «золотой жилы», кою из себя для республики представляет Приэльбрусье. Большинство лыжных поклонников этого района решили отмечать праздники на Домбае, те же, кто рискнул поехать в Терскол, были вынуждены проводить в очереди на подъем по старой маятниковой дороге 4-5 часов. Хорошо еще, что спуск с площадки «Кругозор» подходит прямо к парковке автомобилей и гостиницам, не надо тратить время на обратную дорогу. Но зато в окрестностях Терскола не взлетели цены жилье и питание, традиционные для Нового года. Туроператоры терпели убытки от сданных путевок, а местные жители сетовали на то, что не удастся нормально заработать  «на лето». Стоять такие очереди мы не хотели и рванули через Пятигорск напрямую в Черкесск. Тем, кто рискнет повторить маршрут, категорически не советую превышать скорость – сильные туманы на равнинных участках и великое множество гаишных засад, которые просто мечтают пообщаться с заезжими туристами из других регионов. Главное правило для тех мест: «Тише едешь – дальше будешь». И деньги целее.

В Теберде и Домбае был «лом» туристов. И снова неработающая канатка. Намертво встала новая гондольная дорога. Толпы народа, стоящие в очереди на другую, маятниковую дорогу и кресельные подъемники. Время стояния – два-три часа. Масса туристов, которые отказались от Эльбруса и Красной Поляны, без дела слонялись по поселку, создавая и без того сильную аварийную ситуацию на нечищенной от снега дороге. Ситуация ухудшалась еще и тем, что подняться на гору Мусса-Ачитара (основное место катания на Домбае) еще полдела, потом оттуда надо спуститься! Все горнолыжные трассы находятся на высоте от 3500 до 2200 метров, а сам поселок Домбай расположен на высоте 1500 метров, и в темноте вернуться в него пешком с горы очень и очень сложно. Кресельные подъемники закрывались, а пропускная способность маятниковой канатки составляет всего лишь 30 человек в 20-30 минут! На спуск с горы выстраивались очереди человек в 300-400 и длиной в 4-5 часов! Люди падали в обморок от холода, стоя на высоте в 2000 метров только в свете одной тусклой лампочки! Зато «местные» собрали за эти праздники богатый урожай. Цены на жилье взлетели в три-четыре раза, цены на питание в кафе – в два раза. За подъем на снегоходе на третий уровень, в зону катания, просили 2000 рублей, за спуск более щадящие деньги – всего тысячу. А первая очередь суперновой и суперсовременной гондольной дороги так и стояла с отказавшими тремя степенями защиты и сгоревшим блоком управления главным двигателем в ожидании, пока привезут из Австрии запасные части.

Многие бы и уехали из Домбая в эти дни, но куда? На Кавказе образовался горнолыжный провал. Эльбрус стоял из-за взорванной канатки, Домбай стоял из-за халатности местных электросетей, а с другой стороны Кавказского хребта, на Красной Поляне, элементарно не было снега. Точнее, он там был, в небольших количествах на третьем уровне, но туда приехал кататься президент России, и трассы эти для простых смертных сразу закрыли. В очередях на Мусса-Ачитара люди жались в темноте от холода друг к другу и говорили, что лучше бы они поехали кататься в Европу, в некоторых местах по цене, кстати, даже выходит дешевле. И ведь многие поедут в следующем году. А кавказские горнолыжные курорты из-за своей халатности, жадности, плохой инфраструктуры и разгильдяйства персонала могут оказаться не просто в убытке, но и полном разорении.

Уезжали мы с Кавказа с тяжелым сердцем. Какой-то грузовик на закрытой, в общем-то, парковке гостиницы умудрился помять нам крыло Honda CR-V Mugen, а гаишники напрочь отказались оформлять ДТП. Хорошо еще, что лакокрасочное покрытие и антикоррозийка спасли машину от ржавчины на обратном  пути при повышенной влажности. Вообще, если оставить мелкие придирки, то честно Honda CR-V Mugen понравился. Это удобный, комфортный, достаточно скоростной (максимальная скорость 190 км/ч) кроссовер с хорошей проходимостью и жесткостью. При эксплуатации автомобиля имеет смысл следить за расходом топлива – если вдруг он увеличивается с 9,5-10 литров до 11-12 на трассе в обычном скоростном режиме 110-130 км/ч, то имеет смысл проверить катализатор и инжектор, они чувствительны к плохому бензину, коего на Кавказе, к сожалению, великое множество даже на сетевых заправках. Даже светлое пятнышко «Чиндерчеро» не смогло спасти от общего негативного фона этого путешествия. Ехали отдохнуть, покататься на лыжах, протестировать новый автомобиль, а получили сплошную нервотрепку, непредвиденные расходы и плохое настроение.