Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Поправки в ОСАГО: укрепление позиций автостраховщиков

ОСАГО — это документ обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств, который появился в нашей стране в июле 2003 года. Он был введен в качестве социальной меры по созданию и определению финансовых гарантий для возмещения ущерба участникам автомобильных аварий. ОСАГО привязывается к определенному автомобилю, а не к водителю. После его введения появилось множество жалоб. В частности, закон об ОСАГО не учитывал прожиточный минимум граждан Российской Федерации, поэтому для многих автолюбителей такой налог, а именно так он котируется в законе, стал обременительным.

Изначально по ОСАГО предусматривался только один способ возмещения убытков, а именно, потерпевшая сторона за компенсацией должна была обратиться в страховую компанию лица, причинившего вред. Однако после принятия поправки с 1 марта 2009 года начинает действовать прямое возмещение убытков. То есть пострадавшая сторона может обратиться за компенсационной выплатой непосредственно в свою страховую компанию. Это возможно, если в ДТП пострадало только имущество и оба автомобиля застрахованы по ОСАГО. Другим важным нововведением стала поправка, согласно которой можно существенно упростить процедуру регистрации дорожно-транспортного происшествия без привлечения ГАИ, но только в том случае, если в аварию попали 2 автомобиля, нет пострадавших в аварии, водители не имеют противоречий в том, кто виноват в ДТП, и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

Новый год не стал исключением: закон об ОСАГО вновь дополнен. Согласно новым поправкам Российский союз автостраховщиков сможет более гибко выполнять обязанности по возмещению убытков автовладельцам тех страховых компаний, которые, по каким-то причинам, ушли с рынка. Для этого в его распоряжение поступят средства из фонда, который предназначен для выплат страховых случаев по здоровью и жизни, но только в том случае, если участник дорожно-транспортного происшествия не застрахован по ОСАГО, либо он скрылся с места аварии.

Необходимость принятия этих поправок была обусловлена постоянным снижением так называемого резерва гарантийных выплат. С начала принятия закона об ОСАГО в России из этого резерва было выплачено около 4,4 миллиардов рублей. Из них 3,2 миллиарда — за 2009 год. За эти 7 с лишним лет 39 страховых компаний завершили свое существование, причем 17 из них — в ушедшем году, забрав с собой около 14% страховой денежной массы. Российскому союзу автостраховщиков из-за таких недобросовестных компаний приходится ежемесячно рассматривать до 13 тысяч случаев выплат денежных компенсаций.

Судя по складывающейся ситуации не трудно понять, что размер гарантийных выплат находится в очень нестабильном состоянии. По данным, предоставленным Российским союзом автостраховщиков, на конец 2009 года размер резерва составлял 1,8 миллиардов рублей. А темпы его пополнения крайне низкие, всего около 140 миллионов в месяц. При уровне страховых выплат в 400 миллионов рублей резерв иссякнет уже к лету. А это приведет к тому, что пострадавшие при ДПТ владельцы транспортных средств не смогут получить положенные им выплаты от компаний, которые по официальным данным «обанкротились». Введенные поправки в закон об обязательном автостраховании позволят в случае крайней необходимости брать денежные средства для компенсационных выплат из фонда, который предназначен для выплат по здоровью и жизни. На сегодняшний день в нем находится порядка 7 миллиардов рублей. Данная поправка принята не бессрочно, срок ее действия — 2 года.

Кроме поправки, облегчающей страховые выплаты, закон об ОСАГО дополнился еще одной поправкой, согласно которой на Российский союз автостраховщиков возлагается ответственность за назначение максимальных премиальных для страховых агентов. До этого момента определением сумм занимались сами страховые компании. Это было на руку компаниям-мошенникам, которые перед своим «уходом» назначали своим агентам премии почти по 40%. Агенты, в свою очередь, снижали цены на полисы и придумывали другие уловки, чтобы заключить как можно больше договоров с автовладельцами. А в момент наибольшего сосредоточения денежных средств компания просто уходила с рынка, после чего вся ответственность по выплатам ложилась на плечи союза автостраховщиков. Благодаря этой поправке агенты уже не смогут продавать полисы по заниженной цене и мошенники не смогут сбыть «погибающие» полисы.

Для своевременного выявления «неблагополучных» компаний страховщики разработали новую методику их выявления, благодаря которой появится возможность ограничить такие компании в работе. Основой этого метода является прямой контроль за выделением бланков по ОСАГО. Если раньше страховая компания заказывала определенное количество бланков за год без вмешательства союза автостраховщиков, то теперь такой заказ требует обязательной подписи союза. В итоге при возникновении проблем у страховой компании Российский союз автостраховщиков может приостановить выдачу полисов для данной компании.

Принятые поправки, безусловно, облегчат как работу по выплате страховых взносов, так и по их своевременному получению. Тем не менее, основной упор следует делать не на поиск денежных резервов, которые бы помогли покрыть превышающие расходы, а на разработку методов выявления подставных компаний и строгую аккредитацию вновь возникающих. В таком случае на порядок уменьшится риск появления на рынке потенциальных компаний-банкротов.