Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Путешествие на императорский курорт

Cтатья

История России знает много курортов. Но привычные нам сейчас воды Черного моря не так уж давно были местами чужими и дикими, поэтому столичная санкт-петербургская знать и купечество отдыхали недалеко от мест работы – на курортах Балтики. Туда, подальше от шумной столицы, посреди лета решили отправиться и мы.

Чуть выше Санкт-Петербурга небольшие когда-то деревушки сейчас превратились в Курортный район, а когда-то грунтовая дорога в данный момент носит гордое имя Приморского шоссе. И действительно, ровный асфальт петляет через деревню Ольгино, потом поселок Лисий Нос, развязку Горская, и приводит наш Saab в первый из городов Курортного района – Сестрорецк. Чтобы нагляднее объяснить это москвичам, достаточно будет сказать, что это очень похоже на Рублево-Успенское шоссе, ведущее в Барвиху и Горки-2, только без моря сбоку. Впрочем, уже почти в любом городе России есть своя «Барвиха», где власть имущие скупили всю землю и застроили ее особняками с элитными ресторанами и магазинами, так что представить такую картину любому жителю нашей страны будет несложно. Сложнее будет вдохнуть свежий морской воздух Балтики, который перемешивается с запахом корабельных сосен, во множестве обрамляющих окрестные дороги.

Для гламурных мест мы выбрали почти гламурный автомобиль – Saab 9-3 Aero Convertible. Выбор был обусловлен и тем, что машина должна стремиться в сторону исторической родины – Скандинавии, а точнее Швеции, до которой отсюда почти рукой подать – всего каких-то несчастных 700 километров, правда, это через паром в Хельсинки. В ходе поездки выяснилось, что из гламурного в кабриолете Saab только яркий желтый цвет, во всем остальном это очень и очень бойцовская, спортивная машина. Представьте себе, что вы загнали в царскую коляску 250 лошадей, очень сильно подстегнули их 6-конечным кнутом, роль которого выполняет секвентальная автоматическая коробка Sentronic, и полностью отдались воле кучера… Хотя полностью не стоит. Округлый профиль резины Michelin Pilot Sport PS2 сильно плавает в дорожной колее, даже несмотря на всю спортивность заниженной подвески быстрого кабриолета. Так что за рулевым управлением на неровной дороге нужен глаз да глаз. Да и гаишники на Приморском шоссе не дремлют, они стоят и в Ольгино, и между Лисьим Носом и Горской. Активно замеряют скорость и коршунами пикируют на попытки обогнать в неположенном месте.

Дальше Saab нас мчит по изгибу Финского залива через говорящие названия: Солнечное, Репино, ну а знаменитое «На недельку, до второго, я уеду в Комарово» само привязывается к языку, когда проскакиваешь одноименный поселок. Кабриолет – отличная штука на курорте. С откинутым верхом вы наслаждаетесь чистым воздухом Балтики и окружающих лесов, любуетесь вековыми соснами и рассматриваете монументальные постройки «новых русских», которые вслед за императорской семьей и дворянством активно стали заселять эти места. Раньше тут было много дачных поселков с небольшими домами, но теперь, когда денежные люди почувствовали вкус вседозволенности, многие дома стоят обугленными – надо освободить место для новой элиты! Как в лихие 90-е, тут особо не церемонятся с упрямцами: не продал участок – получи красного петуха! И это не мои домыслы, о таком порядке спокойно рассказывают местные жители. Жаль, что это стало «нормой». Учитывая, что дорога перетекает из поселка в поселок, скорость тут везде ограничена до 60 км/ч, а на многих участках и до 40. И упаси вас бог превысить – засад гаишников на трассе великое множество!

Saab 9-3 Aero Convertible с московскими номерами притягивает к себе взгляды как магнит, и это несмотря на то, что дорогих «штучных» машин в этом районе и так с избытком. Правда, все они в большей степени закрытые, ибо климат Балтики весьма переменчив – только что светило солнце, и вдруг, без предупреждения, пошел дождь. Мы с этой бедой справляемся просто: снижаем скорость и в движении поднимаем крышу. 20 секунд – и укрытие готово. Правда, мягкий верх интенсивно впитывает влагу, и прежде чем открыть его снова, крышу надо хорошенько просушить, иначе она потеряет форму и сваляется. Что и мы и делаем, остановившись в небольшом кафе на обед. Цены на Императорском курорте вполне сравнимы с ценами в Москве – средний стол для двух человек обойдется в 1000-1500 рублей. Летом тут столпотворение дачников и приезжих, так что гостиницы в сезон резко дорожают, и за простенький номер можно отдать 2000-3000 рублей.

Зеленогорск – небольшой и невысокий городок, как и многие курортные места в России. Кажется, что цивилизация в виде высокоскоростного Интернета и цифрового телевидения сюда и не добиралась. Но это не так. Со многих крыш домов торчат антенны спутникового приема, и это несмотря на то, что подобные услуги тут довольно дороги. А вот сотовая связь «плавает». Прием сигнала в некоторых местах слабый. Но мы слава богу не бизнесом приехали заниматься, а вдохнуть кристальный воздух исторических мест, полюбоваться красотами Финского залива и, может быть, искупаться в водах Балтики. Однако мысли о купании приходится оставить. В переменчивую, облачную погоду довольно тяжело залезть в воду, температура которой всего +18 градусов. На это способны лишь закаленные моржи. На пляже, который тут тянется почти по всему побережью (конечно, в тех местах, которые еще не выкуплены в частное владение), народу немного. Большей частью все прогуливаются по песку и принимают солнечные ванны. Такое времяпровождение называется «поехать на воды». Именно сюда приезжала питерская знать, пока у России не появились Кисловодск, Пятигорск и Ессентуки.

В Зеленогорске есть очень хороший Парк культуры и отдыха. Это почти девственные места с ухоженными тропинками, бродя по которым, можно наблюдать, как цепляются сосны за гранит и песок. Рядом находятся несколько санаториев, некоторые – федерального значения. Очень красивая старая церковь Казанской иконы Божией Матери конца XIX века. Бывший рыбачий поселок получил статус города в 1946-м и достаточно быстро развился до уникальной курортной зоны. Об уникальности местного воздуха говорит тот факт, что в Сестрорецке, например, была клиника для больных туберкулезом, но уже через пару десятков лет она закрылась за ненадобностью – больных почти не наблюдалось.

После Зеленогорска дорога Приморского шоссе ведет нас до своего почти конечного пункта назначения – города Приморск. Конечно, по ней можно проехать и дальше, до пограничного с Финляндией Выборга. О нем мы уже рассказывали здесь, так что тормознемся в конечной точке императорского курорта. Приморск, до Второй мировой войны называвшийся финским Койвисто, еще меньше предыдущих городов. В прошлом году количество его жителей насчитывало всего 5350 человек (по официальной статистике), что, впрочем, не мешает ему быть центром районного значения. Конечно, строго говоря, к Курортному району большого Санкт-Петербурга он не относится, но, тем не менее, очень любопытен своей историей. Между прочим, первое упоминание о поселении Берёзовское (старое-старое название Приморска) в летописях относится к 1268 году. Здесь свой след оставил еще Ярослав Мудрый, женой которого была шведская принцесса Ингегерда. Правда, от столь далеких лет видных памятников не осталось, но зато на краю утеса величаво стоит лютеранская кирха св. Марии Магдалины. Также Приморск знаменит тем, что именно тут проводились испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин».  Дороги в этом маленьком городке совсем плохи, может, именно поэтому «новые русские» забросили тут свои шикарные дачи? Хотя от Питера это уже порядочное расстояние – почти 122 километра среди сосен в дюнах. Да и море тут не очень чистое, ведь Приморск помимо того, что морской порт, еще и является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Отсюда нефть утекает в танкерах за рубеж. 

Курорт закончился, началась серая пыль дорог, которая быстро покрыла открытый салон нашего Saab, а значит, пришла пора «сворачиваться» и отправляться на поиски новых приключений.