Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Бронированный автомобиль: капсула жизни

Людям, чьей жизни или имуществу может угрожать опасность, необходима постоянная защита. Напасть на них могут дома, в офисе и даже на дороге. Затрудненное движение в городе только на руку преступникам: на светофоре или в пробке они могут разбить стекло и вытащить портфель с важными документами, а могут и открыть огонь по машине. Гарантировать безопасность на дорогах железных джунглей может только бронированный автомобиль – ему не страшны нападения, перестрелки и возгорания.

Усиление автомобилей броней осуществляется на специальных заводах или в узконаправленных ателье. Раньше такие доработки делали только за границей, в Россию эта технология приехала намного позже. Хотя отечественные инженеры используют западные разработки, поэтому в качестве нашей продукции сомневаться не стоит.

Бронированный автомобиль делается на базе обычной машины, но у некоторых марок (в основном немецких) есть собственные разработки бронемашин. В основном это представители премиум-сегмента – Audi, BMW, Mercedes-Benz, а также VIP-лимузины… Владельцы и арендаторы таких машин – люди небедные, привыкшие к комфорту. Также бронируют автомобили-перевозчики разных ценностей – минивены. Усилить можно абсолютно любой автомобиль, но предпочтение отдается моделям с просторными салонами. Дело в том, что слой брони крадет немного места внутри машины за счет увеличенной толщины стекол и обшивки дверей.

Принцип бронирования заключается в создании безопасной непробиваемой капсулы для сидящих внутри автомобиля. Водитель и пассажиры сидят в титановой (или металлокерамической) клетке: стекла заменяются на прочный многослойный материал, а торпеда, область педалей, днище и двери покрываются неприступным слоем брони. Вес бронеавтомобиля значительно превышает вес стандартного. Например, стандартная Audi весит 1300 кг, а с бронекапсулой – около 3700 кг. Одна только дверь весит около 400 кг – ее не так легко открыть, вес лобового стекла превышает 300 кг.

Чаще всего машины-доноры изначально оснащены оборотистым мотором, и просадка по разгону получается не критичной. Но по желанию мотор можно «раскрутить». Нагрузка на подвеску выпадает неслабая, поэтому ее усиливают. К тормозной системе тоже нужно особое внимание – чтобы остановить бронированный агрегат, нужны более эффективные тормоза. С четырьмя колодками на каждом диске, да при наличии различных систем безопасности (ABS, EBD…) бронированный автомобиль может остановиться не хуже, и даже лучше обычного. Для бронеавтомобилей разработаны специальные «вареные» бескамерные колеса, но можно использовать и обычные колеса, доступные в магазинах.

Уровень защиты различается по классам. B4 способен выдержать нападение хулиганов с пистолетом, стреляющим пулями калибра 5,45 – 9 мм. B7/B8 устоит перед автоматной очередью и выстрелом из винтовки снайпера. Есть и более крепкие модели, чем выше класс брони, тем, соответственно, автомобиль дороже.

После доработки автомобиля на него выдается документ, подтверждающий наличие брони. Внутри автомобиля крепится табличка с данными об исходном весе машины. В ПТС и СТС изменения не вносятся, так как цвет, номера двигателя, кузова и рамы остаются прежними.

Снаружи бронемашина выглядит как обычная. Понять, что машина защищена прочными пластинами и стеклами, можно, только вглядевшись внутрь салона: бронированное стекло намного толще и немного искажает вид салона, видно большое расстояние до обшивки, не свойственное обычным стеклам. Существует скрытое бронирование, когда поверх прочного стекла вставляется заводское – тогда снаружи видно только тонкий слой.

Управлять бронированной машиной сложнее. Во-первых, за счет ее веса, аналогичного грузовику, во-вторых, из-за искажения в стеклах. Эффект лупы в лобовом и боковом стеклах отличается: сбоку видна одна картина, а впереди совершенно другая, к этому надо привыкать. Кроме того, если долго смотреть в такие стекла, может заболеть голова из-за напряжения глаз. Машина едет и выполняет маневры более плавно, поэтому водителю нужно предугадывать торможения. Резко объехать препятствие реально, но для этого нужна сноровка.

В случае нападения на такой автомобиль водитель продолжает движение, пока это возможно – так можно уйти от погони. А если машина заглохла, остается ждать подмоги снаружи. Боевой отряд оповещается о вызове с помощью специальной тревожной кнопки, встроенной в бардачок или незаметный карман на торпеде. В случае возгорания срабатывает система пожаротушения. Столкновение, переворот и прочие механические опасности для бронированной машины не страшны. Но горе тому, в кого она врежется – ущерб будет очень велик.

Правила безопасности практически не отличаются от общепринятых. Но есть ограничение по скорости. В документе о бронировании указана максимальная скорость, выше которой автомобиль становится неуправляемым. Как правило, это очень высокая скорость, находящаяся в конце спидометра.

Приобрести бронированную машину – удовольствие не из дешевых. После покупки нужно внимательно следить за своевременной заменой расходных материалов, их надо менять раза в три чаще, чем на обычных машинах. Если необходимость в безопасном передвижении случается нечасто, то дешевле взять бронеавтомобиль в аренду.