Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Авторынок в упадке: итоги I квартала 2009 года

Продажи падают, а цены – растут
Таблица 1. Продажи автомобилей в России в марте и I квартале 2009 года
Таблица 2. 25 наиболее продаваемых моделей в России в марте и I квартале 2009 года

Продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в марте снизились на 47%, или 119 778 единиц в штучном исчислении, по сравнению с тем же периодом в 2008 году. По итогам всего I квартала 2009 года продажи упали примерно на 40% или 260 079 штук. Такие данные опубликовал Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Как отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, причины такого серьезного падения рынка уже были озвучены ранее: ограничение доступности кредитных ресурсов, высокие процентные ставки по кредитам, девальвация рубля и повышение таможенных пошлин.

Исходя из полученных данных был скорректирован в сторону уменьшения прогноз по российскому авторынку на весь 2009 год до 1,7 млн автомобилей (имеются в виду продажи новых транспортных средств). Есть подозрение, что это – не последняя корректировка прогноза, поскольку многие аналитики, в том числе и «близкие к правительственным кругам», сходятся во мнении, что дно кризиса еще не достигнуто и все его «прелести» в полной мере россиянам придется испытать на себе осенью текущего, 2009-го года.

Самая продаваемая марка – Lada, почти 22,9% от всего рынка. За ней с большим отставанием следует Chevrolet с долей 7,8%, на третьем месте – Ford с долей 7,7%. Если же посмотреть на десятку самых продаваемых автомобилей, то пьедестал почета по-прежнему занимают отечественные модели – Priora, Samara и «классика». Четвертая строчка у Ford Focus, пятая – у Lada Kalina.

На фоне такого катастрофического (а иного слова и не подобрать) 40-процентного падения рынка производители продолжают повышать цены, мотивируя это падением курса рубля, повышением пошлин и т.д. В переводе на обычный, понятный всем язык это означает, что закончились либо на исходе автомобили, оплаченные, завезенные и растаможенные еще в 2008 году. В общем, происходит ровно то, о чем мы предупреждали еще в конце прошлого года. Конечно, повышение не может быть бесконечным. Рано или поздно наступит момент, когда цена на автомобиль (неважно какой именно – для каждого есть собственная планка) достигнет своего предела. Маркетологи автопроизводителей не зря ведь едят свой хлеб, значит «точки излома» цена еще, видимо, не достигла. А жаль…