Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

По кочкам, по кочкам, в ямку бух!

Весенние ручейки подмывают дороги, из-за чего тут и там появляются ямы. Перед летом увеличивается процент аварий, произошедших из-за плохого качества дорог. Для водителя это оборачивается потерей денег на ремонт колес, подвески и прочих повреждений, вплоть до рулевого управления. Обычно автоинспекторов в таких случаях вызывают только обладатели страховых полисов КАСКО. Однако вернуть деньги за ремонт может любой автовладелец. Другой вопрос – готов ли пострадавший к отстаиванию своих интересов вплоть до судебных разбирательств?

Ответственность за ущерб, полученный в результате попадания в дорожную яму, несут дорожные эксплуатационные службы и организации, осуществляющие ремонт или реконструкцию участков дорог. Одна из их обязанностей – предупреждение водителей о местах проведения ремонтных работ и местах повреждения дорожно-транспортного полотна специальными знаками. Размеры ям, не засыпанных канав, выбоин, просадок полотна, согласно ГОСТу 50597–93, не должны превышать 15 см в длину, 80 см в ширину и 5 см в глубину. Соответствующий дорожный знак должен быть установлен в случае, если покрытие не соответствует нормативам. Ночью и в условиях плохой видимости устанавливается заграждение с сигнальными огнями, а на загородных трассах знаки дублируются.

Если автомобиль попал в необозначенную знаком дорожную выбоину и получил повреждения, нужно вызывать сотрудников ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия. Машину нельзя убирать с места аварии, она должна оставаться в том же виде, в каком была сделана аварийная остановка. Очень важно быть внимательным при оформлении и соблюдать все положенные законом действия, так как разбираться с дорожными службами нелегко. Они могут всячески пытаться затянуть дело с помощью бумажной волокиты. Да и автоинспекторы могут не войти в положение и указать в качестве виновника самого водителя.

До прибытия автоинспекторов нужно постараться найти свидетелей, в качестве которых могут выступить пассажиры, проходившие мимо пешеходы и ехавшие в соседних машинах люди. Обязательно записать их Ф.И.О., домашние адреса и телефоны. Во время оформления деталей ДТП (желательно в присутствии понятых) нужно следить за правильным указанием всех обстоятельств: размеров ямы, отсутствием знаков и т.д.. В итоге общения с гаишниками у пострадавшего на руках должна остаться копия протокола. С этого момента каждая трата на автомобиль должна быть зафиксирована с помощью чеков, которые послужат доказательством для взыскания. Следующая встреча с автоинспекторами состоится в группе разбора. Поставив машину в гараж или эвакуировав в сервис, пора обратиться в травмопункт или поликлинику. Это надо сделать, даже если видимых повреждений нет, так как скрытые травмы могут дать о себе знать позже.

Предприимчивые и не чистые на руку дорожные службы, узнав о случившемся, могут помешать доведению дела до конца. Например, оперативно залатать злосчастную яму. Поэтому лучше сфотографировать место ДТП, желательно вместе с поврежденной машиной, или, если с собой нет фотоаппарата, приехать туда как можно скорее после оформления аварии и запечатлеть состояние дороги.

Еще одной проблемой может стать нежелание гаишников выполнять свои обязанности: задержки с выдачей справки о происшествии, сокрытие контактов виновников… Возможно, причиной лени стало вознаграждение от дорожников. Если предусмотренные законом сроки не соблюдаются, нужно обращаться в прокуратуру, которая в течение 20 суток получает материалы дела, решает вопрос о виновности дорожной службы и, в случае признания ее вины, выдает обратившемуся необходимые контакты. Сотрудники ГИБДД могут признать виновником ДТП водителя, угодившего в яму, якобы он не справился с управлением. Это решение можно обжаловать в суде, где и понадобятся сделанные на месте происшествия фотографии и показания свидетелей.

Итак, виновником признана организация, обслуживающая участок дороги, на котором произошел инцидент. Далее общение будет происходить с ее представителями. Возмещение ущерба можно решить мирным путем или через суд. В первом случае обе стороны договариваются полюбовно: виновник возмещает пострадавшему сумму, потраченную на ремонт и другие связанные с аварией расходы. Но не все компании могут просто так списать денежные средства, не имея на это официальных оснований, да и не все идут навстречу пострадавшим, надеясь, что до суда дело не дойдет. В этом случае лучше обратиться за помощью к юристу, оплата услуг которого также ляжет на плечи дорожников.

Для суда необходимы следующие документы: справка ГИБДД о ДТП, протокол осмотра места происшествия, акт осмотра транспортного средства (список повреждений со стоимостью ремонта), фотографии повреждений автомобиля и участка дороги, где произошла авария, квитанция об оплате госпошлины и все чеки, подтверждающие расходы на автотехническую экспертизу, транспортировку машины, оплата телеграмм и т.д. Оценка ущерба должна проводиться обязательно в присутствии представителя дорожной организации. Также не стоит сразу ремонтировать автомобиль на случай, если ответчик усомнится в результатах экспертизы и потребует повторную процедуру.

Можно потребовать возместить и моральный ущерб. Например, если из-за аварии водитель опоздал на собеседование или не явился на подписание важного контракта. Это сложно доказать и обосновать, но хороший адвокат может справиться и с этой задачей.

В нашей стране у гражданина есть много прав, но, к сожалению, их надо доказывать. Не каждый решится на столь кропотливое и «долгоиграющее» разбирательство. Многим легче проститься с несколькими тысячами на ремонт колес, чем тратить кучу рабочего времени на волокиту. Но чем больше будет таких процессов, подавляющее большинство из которых выигрышные, тем лучше дорожные организации будут выполнять свою работу.