Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Дешевле не будет 2: Итоги января

Авторынок в России падает
Таблица 1. Продажи автомобилей в России в январе 2009 года
Таблица 2. 25 наиболее продаваемых моделей в России в январе 2009 года

Опубликованная недавно статья «Дешевле не будет» вызвала несколько откликов вроде «эти статьи пишут сами дилеры, чтобы продать автомобили». Спешим огорчить авторов таких мыслей по нескольким объективным и субъективным причинам.

Во-первых, дилеры (и даже их PR-отделы) не занимаются «литературным творчеством». Им и до кризиса было не до этого, а сейчас и подавно. К тому же «писателей» среди них практически нет, да и не нужно им это – они занимаются тем, чем умеют, а пишут в прессу в основном все-таки журналисты, штатные и внештатные. Во-вторых, объективно почти все производители уже подняли свои цены либо заявили об этом. Вот, например, в минуты, когда пишутся эти строки, в редакцию пришло письмо о том, что Land Rover, «стремясь идти навстречу клиентам, разрабатывая специальные предложения, компания, тем не менее, вынуждена следовать общей тенденции». Это значит – повышение рублевых цен, о чем прямо говорится в следующем предложении пресс-релиза. И компанию можно понять – ввозя автомобили из-за границы при таких курсах доллара и евро просто невозможно удержать рублевые цены на прежнем уровне. Несмотря на удешевление металла и попытки снижения издержек. И дело здесь совсем не в желании «урвать побольше».

Один из читателей прокомментировал статью и сослался на законы экономики, которые якобы работают и в России. Хочется спросить, о каких законах экономики вы говорите, если во всем мире ставки центробанков упали «ниже плинтуса», а в России учетная ставка ЦБ РФ поднялась с 12% до 13%? Для сравнения: учетная ставка ЕЦБ составляет 2%, Банка Англии – 1%, ФРС США – в пределах от 0% до 0,25%, Банка Японии – 0,1%. О каких законах экономики вы говорите, если в странах с более-менее развитой экономикой упали цены на продукты питания и товары первой необходимости (проверено!), упали ставки по ипотечным и другим кредитам (проверено!), а у нас инфляция опять набирает ход, и ставки по кредитам (в том числе автомобильным) стали сами знаете какими.

Так что следует повторить неутешительный прогноз: цены на импортируемые иномарки будут повышаться, несмотря на то, что нам, покупателям, это совсем не нравится. А за ними «подтянутся» и цены на собираемые в России иномарки и отечественные автомобили. При этом, правда, стоит ожидать большего количества специальных акций и предложений, чем было раньше.

Теперь непосредственно к итогам января 2009-го года. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) скорректировал прогноз продаж автомобилей в России в 2009 году до 1,9 млн штук. Сделано это было после того, как стали известны итоги продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в январе 2009 года. Продажи упали на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го года.

Еще один интересный момент. В конце декабря 2008 года мы опубликовали опрос, целью которого было выяснить, как поведут себя покупатели (в данном случае – наши читатели) при повышении цен на автомобили. Почти 42% проголосовавших заявили, что все равно купят тот автомобиль, который запланировали, 18,5% купили бы «одноклассника» менее престижной марки и лишь около 10% заявили, что купят иномарку отечественной сборки. Январские результаты продаж показывают, что восемь из первой десятки самых продаваемых автомобилей – отечественной сборки, и пять из них – отечественные брэнды.

Вот такие итоги.