Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Дешевле не будет

Падение продаж продолжается и останавливаться не собирается, автопроизводители считают убытки – все это преподносится под соусом кризиса и снижения покупательской способности. Только российские автовладельцы успели затаиться и подумать о том, что в кризис как раз и можно будет приобрести автомобиль «по распродаже», как правительство страны очередными четкими ударами лишило народ надежды поучаствовать в «аттракционе невиданной щедрости». Били в основном по импорту, по ввозным пошлинам, создавая тем самым благоприятные условия для торговли российскими автомобилями.

Иностранные автопроизводители не заставили себя долго ждать и сообщили один за другим об увеличении стоимости автомобилей, предназначенных для российских покупателей. Впрочем, конец 2008 года прошел под лозунгом традиционных скидок. Что, в принципе, логично. Автодилеры стремились избежать убытков, распродать остатки и в новом году торговать уже по новым ценам. А цены после распродажи модельного ряда 2008 года станут новыми и отнюдь не самыми доступными.

В 2009 году повысили стоимость своей продукции почти все производители, чьи модели представлены на российском рынке. В среднем на 4,15% подорожали автомобили Audi, на 3,4-6,1% – Mercedes-Benz, на 10-16% – BMW. С 11 января на 3,1-8,1% выросли цены на автомобили Toyota. Ford успел уже дважды поднять стоимость. В первый раз с 1 января цена на модели с «голубым овалом» в среднем выросла на 5%, с 1 февраля автомобили Ford подорожают еще на 4,5%. Кроме того, с 1 февраля 2009 года на сумму от 39 тыс. до 252 тыс. рублей (в зависимости от модели и комплектации) повысится стоимость автомобилей Citroen. А впереди, как заверяют эксперты, будут новые подорожания.

«АвтоВАЗ» туда же. С 26 января 2009 года руководство компании сообщило о подорожании своих автомобилей на 2,45%. И это при том, что глава правительства еще совсем недавно, говоря о проведении в жизнь антикризисной программы в российском автопроме, пообещал субсидировать покупку недорогих автомобилей отечественного производства. Однако если российский автопроизводитель повысит стоимость своих автомобилей еще раз, чего исключать не следует, то число «субсидируемых» автомобилей заметно снизится.

Подвинув конкурентов с российского рынка и наступив на горло импорту подержанных автомобилей, отечественный автопром в очередной раз подтвердил свое стремление быть монополистом. «Отличным» решением при этом стала новость о повышении стоимости автомобилей ВАЗ. К примеру, Lada Priora выросла в цене на 30 тыс. и теперь стоит более 300 тыс. рублей. Такой рост, как объясняет сам производитель, связан с увеличением себестоимости продукции, увеличением цены на сырье и энергоносители, необходимостью вести «честную» кадровую политику. Зная о том, что «АвтоВАЗ» получал неоднократно в виде кредитов финансовую помощь от государства, стоит задуматься о правильности расходования данных средств. А чтобы совсем было честно, стоит обратиться к самим сотрудникам завода и узнать, оказывается ли им поддержка и происходит ли индексация заработных плат. Об этом, однако, ничего не сообщается. Зато известно, что уже со 2 февраля 2009 года производство будет осуществляться по укороченной неделе. Рабочие будут трудиться только 4 дня в две смены по 6 часов каждая. При этом сотрудники получат лишь две трети заработной платы.

И немного о покупательской активности. Как только кризис перестал быть для отечественных покупателей просто словом и его влияние ощутили на себе жители больших и малых городов, объемы продаж автомобилей стали падать. Падение не было стремительным, потому что рынок за 2008 год в целом показал положительную динамику, хотя число реализованных автомобилей сократилось вдвое. Покупатели оказались в растерянности. Многие планировавшие покупку автомобиля решили подождать с приобретением и понаблюдать, как изменится динамика цен. Те, кто ждал резкой девальвации рубля, попросту положили деньги «в чулок» на черный день и посчитали покупку автомобиля необоснованной тратой.

Почти все иностранные автопроизводители, заявляя о повышении стоимости своих моделей, связывали такое решение с необходимостью компенсировать затраты, которые были вызваны увеличением таможенных пошлин. Еще до вступления новой ставки ввозной пошлины некоторые автомобильные компании заявили о необходимости поднять цены. Высокие таможенные пошлины привели, кроме прочего, и к резкому сокращению импорта подержанных автомобилей. Хотя надо отметить, что это 18-кратное сокращение произошло вслед за небывалой активизацией «серых» дилеров, которые старались ввезти в страну автомобили до вступления в силу закона.

Но не только таможня влияет на рост стоимости автомобилей. Цены зависят и от колебаний стоимости автокомплектующих, сырья, от складских затрат, а также от расходов на рекламу. Не последнюю роль в формировании цены играет инфляция, неустойчивость курса рубля, а также рост ставок автокредитования и доступность кредитных программ в целом. Эксперты сходятся во мнении, что ждать снижения цен на автомобили в 2009 году не приходится. Наоборот, может оказаться и так, что стоимость автомобиля на российском авторынке возрастет на 20% и более.

Если говорить о ценовых сегментах автомобилей, то самый внушительный рост ожидается именно на автомобили средней ценовой категории. Класс дорогостоящих автомобилей был менее зависим от доступности кредитных программ, поэтому в кризисное время «люксовые» бренды чувствуют себя вполне нормально. К примеру, Rolls-Royce по итогам 2008 года отметил рост продаж. Зато модели, ранее легко доступные в кредит, были и являются самыми востребованными на российском рынке. Рост стоимости таких автомобилей оказался достаточно существенным. К примеру, малолитражка Daewoo Matiz стала продаваться с середины января 2009 года по новой цене, которая в среднем на 30 тыс. рублей отличается от прежней. Даже бюджетный Renault Logan, рискуя потерять славу одного из самых доступных автомобилей на российском рынке, подорожал в среднем на 13 тыс. рублей.

То же самое наблюдается и в сегменте автомобилей среднего ценового диапазона (точнее, таковыми они были до кризиса). Более чем на 30 тыс. рублей выросла цена на Ford Focus, в том числе на 5% увеличилась стоимость автомобиля всеволожской сборки. Что уж тут говорить про Toyota Corolla, цена на которую подскочила почти на 130 тыс. рублей. Если стоимость автомобилей продолжит расти с такой же скоростью, то ценовой критерий сегмента автомобилей эконом-класса необходимо будет пересмотреть.

Получается отнюдь не оптимистичная картина. С одной стороны – иностранные производители, чьи модели на российском рынке уже начали дорожать. Покупательская способность россиян стоит под большим вопросом, особенно сейчас, когда многие с автомобильными кредитами на руках попали под сокращение или стали получать «урезанную» заработную плату. Сократят ли при этом иностранные производители объемы ввоза автомобилей в России?

Возможно, так и будет. Ведь сейчас дилеры распродают остатки и вскоре начнут продавать 2009-й модельный ряд. Весьма сомнительно, что эти автомобили по новым, более высоким ценам будут разбирать как горячие пирожки. Это, в свою очередь, отнюдь не означает, что цена «пирожков» начнет падать. Рост цен сможет приостановить только стабилизация экономики и укрепление рубля относительно бивалютной корзины. А этого нам власти пока не обещают. По крайней мере, 2009-й год нам всем придется прожить в кризисе. Доживем?