Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Hummer H3: маскировка на местности

Военный автомобиль HUMMER! Когда впервые, лет 10 назад, такой заехал к нам в техцентр, все сотрудники сгрудились вокруг него, восторженно рассматривая столь брутальное и неоднозначное транспортное средство. Огромные колеса, пружины подвески, как у тепловоза, массивный капот. Двигателя под капотом, правда, не оказалось, все пространство занимали множественные радиаторы, расположенные под углом.

Мотор обнаружился в салоне. Он занимал всю центральную часть и был закрыт кожухом. Внутри машины оказалось удивительно мало места. Четыре сиденья по углам поражали аскетизмом и клеенчатой обивкой, напоминая более всего стулья из столовой. Подголовников, понятно, не было тоже. За происходящим гордо наблюдал хозяин. Как в те стародавние времена ему удалось ввезти настоящего армейского монстра в Россию? Сколько было за это заплачено? Загадка.

Спрос рождает предложение. И вот уже адаптированные для гражданских нужд военные внедорожники стали все чаще и чаще мелькать на улицах города. Именно города, почему-то на бездорожье встречались в основном «Уазики» и «Нивы». Людей, покупающих Hummer, никогда, как мне кажется, не интересовали внедорожные качества. Позиционирование себя на дороге, вот что нужно подавляющему большинству состоятельных автолюбителей, и армейский огромный джип с рублеными формами подходил для подобной цели как нельзя лучше. Сначала был Hummer H2, скоро вышел и H3, о котором и пойдет дальше речь. Вроде бы как поменьше, поудобнее, но армейское происхождение все равно отчетливо ощущается во всем.

Конструкция автомобиля весьма характерна для утилитарного внедорожника. Впереди независимая торсионная подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади неразрезной мост. Двухступенчатая раздатка, честный полный привод с несимметричным распределением момента между осями: 40/60 в пользу задней оси, возможность блокировки межосевого и заднего дифференциалов, пониженная передача. Ну что делать с таким арсеналом в городе? Если только кататься по бордюрам и пересекать железнодорожные пути в неположенном месте. Легко получится, да и днище останется целым, закрыто специальной защитой по всей площади. 219 мм дорожного просвета и угол въезда в 37 градусов явно не для Москвы. А еще на H3 можно пересекать водные преграды глубиной до 610 мм. Попытаться форсировать Яузу вброд? В черте города она закована в гранит. Обидно.

Новый двигатель Vortec объемом 3,7 л специально разработан для легких грузовиков. Применена новая система фаз газораспределения, да и объем увеличился на 0,2 л по сравнению со старым силовым агрегатом. Почему-то GM позиционирует его как рядную «пятерку», но пяти цилиндров в ряд под капотом обнаружено не было. Скорее, это V5 с малым углом развала. Кстати, решение не новое, правильное, и место экономится. Вспомните VR6 на Volkswagen Golf и VR5 на Bora. Звук мотора забавен, стандартный для GM – рычит или гудит, как большой пылесос. На Chevrolet Tahoe было похожее звуковое сопровождение. Правда, там цилиндров побольше, звукоизоляция малость получше. В общем, звук от Vortec порадовал, приятен на слух. Тянет двигатель достойно даже на низких оборотах, при разгоне на той же передаче набирает хорошо, уверенно. Кик-даун малость подтормаживает, но, мне показалось, некритично.

Вообще, оценивать полноценного «проходимца» в городе на управляемость, обратную связь на руле и крены в поворотах как-то не идейно. С другой стороны, понятно, что владелец будет эксплуатировать H3 именно на асфальте. Чего GM заморачивался со своими внедорожными «приблудами»? Оставить бы один передний мост ведущим, раздатку убрать, межосевой дифференциал, задние полуоси и блокировки туда же. Дешевле в производстве, а имидж, как известно, – все, несмотря на обратное утверждение рекламных роликов Sprite.

Поездка на H3 вызывает весьма противоречивые эмоции. С одной стороны, забавно – Hummer неплохо разгоняется, порыкивая двигателем, и, несмотря на внушительные габариты, очень юркий и маневренный. Подвеска жестковата, сиденья, честно говоря, тоже. На брусчатке и неровностях ощутимо потряхивает. С другой стороны, энергоемкость такая, что можно не объезжать даже серьезные ямы, если присутствует бодрый настрой и желание поподпрыгивать на сиденье. Обратная связь не настолько выражена, как на «горячих» легковушках, но присутствует отчетливо. В поворотах все предсказуемо и адекватно. Крены есть, но опять же некритичные. Надо помнить, в конце концов, на чем едешь. Это не Alfa Romeo, а утилитарный внедорожник, да еще с военными корнями. Ему бы в пустыню, на барханы, а не в холодную, зимнюю, слякотную Москву.

Кстати, о слякоти, грязи и противогололедных реагентах в свете тест-драйва H3. Вся грязь, которая есть на дороге, притягивается к автомобилю как магнитом. Такая вот аэродинамика. Достаточно проехать 300 метров (!) по дорогам общего пользования, и H3 становится чумазым, как непослушный мальчик из стихотворения «Мойдодыр». «Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок!» – хочется процитировать после того, как, захлопнув водительскую дверь, не знаешь, обо что вытереть руки. Все выступающие части Hummer оказываются покрытыми жидкой грязью. Над задними колесными арками черный слой толщиной в два пальца. Ручки тоже существенно торчат из дверей, и воздушные потоки, обтекая их со всех сторон, равномерно обмазывают оные содержимым мутных дорожных луж.

Вылезать из Hummer тоже не сахар – автомобиль высокий, а подножки – самое грязное место. Задев их джинсами и закрыв дверь, взявшись за ручку, начинаешь выглядеть гармонично рядом с H3. Самое неприятное, что не только машина становится грязной, но и боковые окна, через которые сложно разглядеть даже зеркала заднего вида. Плоское лобовое стекло пачкается не меньше, но там хоть есть дворники, которые неустанно работают. Плохо, если кончится незамерзайка, через минуту и лобовое стекло станет непрозрачным.

Обзор назад оставляет желать лучшего. Стекло задней двери гигантизмом не страдает, а аэродинамические завихрения за квадратной машиной моментально делают оное мутным. Хорошо, что есть задний дворник и задняя форсунка омывателя. Правда, обзору назад это помогает несильно. В чистое окошко, протертое задней щеткой, лучше всего видно небо: H3 – высокая машина. Паркуясь перед Suzuki Grand Vitara, в кормовое окно видел верхнюю кромку лобового стекла и крышу этого не самого маленького внедорожника. Обычную легковушку не увидишь вообще. Видеокамеру бы сюда! Кстати, опционно предлагается.

Не понравился еще один момент – единственный сверхперегруженный левый подрулевой переключатель. Подобная схема всегда сильно меня раздражала еще на автомобилях Mercedes. Управление задним дворником и форсункой на центральной панели внизу. Приходится либо отвлекаться от дороги, либо нащупывать вслепую. Неудобно. С другой стороны, армейские корни H3 сводят обвинения в повышенной загрязняемости на нет. Цель, сливающуюся с ландшафтом, труднее поразить из КПВТ или накрыть НУРСами. Самостоятельная маскировка на местности – это, скорее, плюс для военного автомобиля.

«Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю, но пузатый от меня убежал как от огня». Зачем автомобилю чай? Ни к чему. Ему бы качественные расходники, технологические жидкости, квалифицированное обслуживание и бензин, расход которого, кстати, не превышает заявленного производителем. Ну и главное, что нужно – покупатели. Думаю, поклонники у Hummer H3 найдутся по ряду причин: брутальная внешность, выдающиеся внедорожные характеристики (надеюсь, их, наконец, оценят) и российская (!) сборка. В свете последних событий весьма актуально.