Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Volga Siber: незнакомец

Новый продукт «Группы ГАЗ», Volga Siber, давно уже вызывает неподдельный интерес автолюбителей. Кто-то пытается виртуально сравнить автомобиль с конкурентами, увидев его только на картинке.

Группа «ГАЗ» особо не устраивает ставшие уже привычными шумные пиар-акциях. Все тест-драйвы, которые я видел у коллег-журналистов, и интервью с представителями завода не отвечают на один, но самый важный вопрос: а брать-то такую машину стоит? То, что утверждает производитель, покупатель в расчет не берет. Еще бы, кто скажет плохо о собственном детище?

Журналисты увлекаются нюансами управляемости, техническими характеристиками и уровнем оснащения. Важная вещь, но рядовому потребителю не нужен Porsche, достаточно стабильного и предсказуемого поведения на дороге, чем, увы, привычная нам «Волга» никогда не отличалась. Более того, быстрая езда, да еще с отечественной резиной, на подобном агрегате была сродни «русской рулетке». Еще один немаловажный момент – российский автопроизводитель настолько потерял доверие и испортил отношение с конечным потребителем отвратительной сборкой, бесконечными поломками, отсутствием комфорта и ходовых качеств, что он, этот самый потребитель, думает: «К чему мне этот дребезжащий, разваливающийся на дороге конструктор? Куплю лучше иномарку. Пусть меньше по размерам, пусть дороже, зато буду ездить, а не ремонтироваться». По поводу «новых» моделей особенно радует «ВАЗ». Ну сколько можно «клепать» модификации ВАЗ 2101 и ВАЗ 2108, каждый раз увеличивая цену в полтора раза? Впрочем, а что еще можно выпустить на этом оборудовании?

По поводу Volga Siber накопилось много вопросов. Пожалуй, один из важнейших: почему именно Sebring, а не Nissan Maxima, Toyota Camry или Audi A6 предыдущего модельного ряда? Ответ был получен следующий: велись переговоры со множеством производителей, особенно с самыми популярными в России, но оборудование и технологии они продать наотрез отказались. Понятно, к чему им конкуренты на столь сладком рынке? Удалось договориться только с Chrysler.

Chrysler Sebring никогда не был бестселлером в России. Да и вообще, американский автопром в России в невеликой цене. У отечественного потребителя и американского – совершенно разные приоритеты и сами условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Приятно мчаться по хайвею, уходящему за горизонт, на плавно покачивающемся, мягком и большом седане. У нас все по-другому: бесконечная пробка, и вдруг просвет! Московский водитель утапливает газ в пол и пытается оторваться от пелетона, «вышивая» в потоке и стремясь промчаться хотя бы километр в хорошем темпе. Время, как говорится, деньги. Тяжелые заокеанские машины с большими моторами, неторопливыми коробками и мягкой подвеской совершенно не подходят для такой манеры езды.

Весьма важный вопрос, когда дело касается отечественного автопрома, – качество сборки и комплектующих. С него и начнем. Да, наука и техника шагнули вперед. Все операции выполняют роботы, люди задействованы лишь на вспомогательных и контролирующих функциях – проверках геометрии кузова, качества сварки, наклейки молдингов. В общем, что-то недокрутить или заколотить кувалдой возможности просто нет. Если подойти слишком близко к работающим роботам, поточная линия выключается во избежание травм. Взглянув сверху на цех сборки кузовов – мелькающие оранжевые манипуляторы, полное отсутствие людей – сразу вспомнил известный фильм с губернатором Калифорнии в главной роли. Есть люди на сборке, но уже на окончательной, мало влияющей на безопасность. Главная их цель – отсев некачественных комплектующих – с царапинами, трещинами... В общем, некондицию.

Контроль ведется строгий. Обратил внимание – даже резина на Volga Siber импортная. На дорогих комплектациях – Continental, на бюджетных – KUMHO. Спрашиваю у «газовцев»: почему? Замялись, но потом ответили: так спокойнее. Понятное дело, спокойнее ездить на Continental, нежели на «Воронежшине», ставить тормозные колодки ATE, а не Егорьевские, передвигаться на Audi, а не на «Жигулях». Задал вопрос по поводу ТО: чьи расходники? Все – американское, даже масляный фильтр. Интересно, что его стоимость ниже аналогичного для Chrysler Sebring. Как же так, наши даже масляный фильтр сделать не в состоянии? Недавний тест коллег-журналистов подтвердил опасения: из 10 образцов 8 – негерметичны, и качество в партии «гуляет». Поэтому действительно «так спокойнее».

Подводя итог по качеству сборки, могу сказать, что поточная линия делает все сама, автоматизация – 85%. И современное оборудование, на котором производится контроль, тоже «оттуда». И еще: кузов оцинкован, полностью. На общем матовом фоне удалось рассмотреть несколько блестящих железок, но они находятся в верхней части, внутри салона, и шансов сгнить даже в нашем климате у них не будет. Агрегаты – мотор и АКПП – идут из Америки. То есть Siber, в конечном итоге, ничем по сборке не отличается от того же Ford Focus или Hyundai Sonata, собранного у нас, только принадлежит завод россиянам, а не иностранцам.

Теперь немного о конструкции. Был приятно удивлен. Передняя подвеска многорычажная (см. схему), задняя также независимая многорычажная (см. схему). Небюджетное решение, даже у признанного лидера бизнес-класса Toyota Camry впереди более дешевый McPherson. Двигатель 2,4 л мощностью 143 л. с. уже хорошо знаком потребителю и неплохо себя зарекомендовал. Его корни уходят в небезызвестный концерн Mitsubishi. Коробка автоматическая, 4-ступенчатая, с возможностью ручного переключения. Кстати, правильное решение. Есть у Chrysler АКПП и с большим количеством ступеней, но, по моему скромному мнению, «тормозят» они намного больше 4-ступенчатых агрегатов.

Подвеска у Volga Siber была доработана своими силами, в угоду активному водителю. Правда, не было забыто и предназначение машины. Компромисс получился довольно удачный, нечто среднее между «японцами» и «немцами». Кто бы сомневался, мы между ними географически и находимся. Окончательная проверка качества сборки осуществляется на небольшом внутризаводском полигончике. Есть там и брусчатка, и специально спрофилированные неровности, и даже зубодробительная резонансная прямая. Сделав пару кругов по искусственным колдобинам в хорошем темпе, убедился – и подвеска молчит, и кузовные панели. Ну что ж, зачет!

В салоне кристаллы Swarovski отсутствуют, но все эргономично и функционально, с некоторым упором на аскетизм. Есть вставки «под дерево». Регулировка водительского кресла – электрическая. Опять же – не бюджетный ход. Кондиционер на месте, хорошо понятные пиктограммы не допускают двойного толкования. Музыка, электростеклоподъемники, ABS, подушки безопасности с двумя уровнями срабатывания. Что еще нужно для приличного бизнес-седана? Управляемость. И плавность хода. Вот их и проверим.

Могу сказать без скидок на теперь уже отечественное происхождение машины – едет Siber неплохо. Кренами в поворотах не досаждает, руль слегка сопротивляется вращению в околонулевом положении, обратная связь хорошая, нет американской размытости и возможности повернуть баранку на скорости за 80 км/ч одним пальцем. Подвеска подробно отрабатывает неровности, но демпфирующее воздействие шасси не позволяет подпрыгивать на сиденье и регулярно получать удары по пятой точке.

Энергоемкость тоже на уровне. Американской раскачки нет и в помине, более жесткие амортизаторы в корне пресекают резонансные явления, хорошо известные владельцам больших американских седанов. По управляемости претензий нет, даже на высокой скорости – ни раскачки, ни рысканий. Проехался «змейкой» на скорости – желания уйти в занос Siber не выказал, несмотря на  проливной дождь и мокрую дорогу. Показался несколько вяловатым разгон, хотя АКПП позволяет крутиться мотору до красной зоны без проблем. Потом приноровился к характеру «автомата». Он легко позволяет переключать скорости, варьируя давление на педаль газа. Можно использовать следующий ход: педаль в пол, но, опередив кик-даун, отпустить газ до половины. Стрелка тахометра уходит в зону максимального момента на той же передаче. Такой прием позволит перемещаться весьма динамично.

Любителям выжимать все из автомобиля можно рекомендовать ручной режим, позволяющий переключаться почти без задержек. Алгоритм ручной смены передач стандартный для корпорации Chrysler – влево-вправо. Вообще, шасси у Volga Siber настолько сбалансировано и продвинуто в техническом плане, что возникает желание агрегатировать с ним моторчик побольше, литра этак на 3,5, «лошадей» под 300. Уверен, он прижился бы там безо всяких доработок. С другой стороны, налоговое бремя для владельцев автомобилей мощностью до 150 л. с. и после 150 л. с. существенно отличается. А после 250 л. с. отличается кардинально. Премиум-класс покупают уже совсем другие люди, с другим уровнем дохода и другим самомнением. Вряд ли отечественный автомобиль, пусть даже мощный и технически продвинутый, придется им по душе.

С этой точки зрения маркетинговый ход «Группы ГАЗ» вполне понятен – мощность 143 л. с. не вытянет лишнего из кошелька владельца, но позволит последнему в полной мере воспользоваться комфортом, удобством и управляемостью бизнес-класса.  Уезжали мы с ГАЗа на ухоженной черной «Волге» отнюдь не бюджетного происхождения – с кожаным салоном, шторками на окнах. В общем, на мечте любого партийного функционера средней руки из недалекого прошлого. Даже сидя на заднем сиденье, ощущал катастрофические крены в поворотах и раскачку кузова. Все, старая «Волга», даже многократно модифицированная, себя уже изжила, и на ГАЗе это понимают. Так что приветствуем новый отечественный автомобиль под названием Volga Siber, тем более что стоимость его на рынке среди одноклассников пока не имеет аналогов.

Не думаю, что Volga Siber создавался с прицелом на чиновников, не для них эта машина. А вот тем, кто не желает или не может переплачивать за раскрученный бренд, но любит, когда автомобиля «много», новый Volga Siber придется как нельзя кстати.