Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Кто разрешает обгон: разметка или знак?

Немало людей были лишены водительских удостоверений, когда обгоняли тихоходные средства, пересекая прерывистую линию в противоречие знаку «Обгон запрещен». Но теперь у автолюбителей появился повод для радости – Виктор Кирьянов подписал указ, в соответствии с которым спорные ситуации с показаниями дорожной разметки и знаков будут решаться в пользу водителя.

Знак «Обгон запрещен», установленный на трассах, является неплохой кормушкой для нечистых на руку автоинспекторов. Согласно Правилам дорожного движения, знак имеет приоритет над разметкой. Часто на шоссе можно увидеть такой расклад: перед опасным поворотом начинается сплошная линия и установлен знак 3.20, запрещающий обгон. А после поворота, где видимость позволяет начать маневр, линия начинает прерываться, водитель обгоняет едущий впереди него автомобиль. Этим и пользуются слуги закона – обгон в запрещенном знаком месте грозит лишением водительского удостоверения на несколько месяцев. По решению Верховного суда, нарушение предписания знака «Обгон запрещен» трактуется как выезд на встречную полосу.

Попытка оспорить это в суде не приводит к справедливому решению. Если водитель пишет жалобу на действия сотрудника правоохранительных органов, который нарушил приказ Виктора Кирьянова, дело будет направлено в суд. Сотрудники ГИБДД не рассматривают административные дела, а в суде подписанная начальником автоинспекции бумага не имеет никакой силы. Судья опирается на решение пленума Верховного суда, которое гласит, что при установленном знаке о запрете обгона нарушение трактуется как выезд на полосу встречного движения.

Часто можно столкнуться с несоответствием дорожного знака и разметки. К этому случаю можно отнести описанный выше участок после опасного поворота или отремонтированный участок дороги, вдоль которого еще не сняли временные знаки, ограничивающие движение. На городских дорогах порой висят знаки, противоречащие друг другу. Неразбериха в них особенно опасна на перекрестках, где несоответствие знаков и разметки может привести к частым авариям. В интернете даже можно найти предупреждения о таких местах, где частенько можно встретить и машину ДПС.

В Московском регионе сотрудниками автоинспекции за прошедший год было выписано около 7 000 предписаний дорожным службам, в которых они отмечали не демонтированные после ремонта знаки, некачественное дорожное покрытие и разметку. Кстати, мало кто знает, что свои жалобы по этому поводу можно сообщить по телефону доверия автоинспекции Московской области или разместить их на официальном сайте. Стоило бы перенять пример Татарстана, где на протяжении нескольких лет за соответствием знаков и разметки следят сами автомобилисты в рамках акции «Без лишних знаков». При обнаружении спорного участка дороги они сообщают об этом в специальный комитет, который решает дальнейшую судьбу дорожного знака. И эта система отлично работает. Начальник УГИБДД МВД Татарстана Рифкат Минниханов отметил, что жалобы со стороны граждан заметно сократились, в судебных процессах в 97% случаев принимается справедливое решение.

Ни в одном нормативном акте, касающемся дорожного движения, не сказано точно о приоритете знака и разметки. Так, в ПДД, как было сказано ранее, дорожный знак главнее. Но, следуя этому же документу, обгон запрещен в случае, если это противоречит временно установленному знаку, а о «постоянном» знаке речи не идет. Следуя ГОСТу, в случае, когда дорожную разметку невозможно различить, должен быть установлен дублирующий ее знак. Однако ГОСТ не имеет никакого отношения к Правилам движения на дорогах общего пользования, поэтому для водителя никакой силы не имеет.

Как новое указание будет осуществляться на деле, покажет практика. В документе речь идет о двусмысленных, спорных ситуациях. Но для решения этого вопроса надо будет ждать суда, чтобы оспорить решение сотрудника ГИБДД. Водитель снова попадает в ситуацию, где ему приходится доказывать, что он невиновен. Автоинспектор может составить или не составить протокол о нарушении требования знака 3.20 – несмотря на вышедший документ, он по-прежнему имеет право это сделать. Получается, мало что изменится – многие предпочтут решить вопрос на месте, немногим захочется таскаться по судам.

Кстати, указ о решении суда в пользу водителя вступил в силу аж в августе 2008 года. Это временный документ, который будет действовать до того момента, пока не будет окончена полная ревизия дорог в России. В нее входит также доведение до полного соответствия дорожных знаков и разметок. А это, видимо, надолго…