Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Я не учу женщин лихачить на дорогах»

Машина уже давно перестала быть роскошью, превратившись в средство передвижения. Продажи автомобилей в России с каждым годом растут, доступность автомобиля в крупном городе стала уже нормой, и теперь уже люди, не получившие права, вызывают недоумение товарищей. Однако водительское удостоверение дает лишь право на управление транспортным средством определенной категории, но не наделяет техникой вождения, а в некоторых случаев и знаниями правил дорожного движения.

Не секрет, что немало людей покупают машину вместе с правами, а некоторые хоть и учились, но все уже позабыли. В общем, в наших каменных джунглях и на трассах частенько бывают экстремальные ситуации на дорогах, которые требуют особой сноровки. О специфике выживания на дороге и технике экстремального вождения нам рассказал инструктор Евгений Петров.

– Для чего нужны уроки экстремального вождения?
– Курсы экстремального вождения расширяют умения и кругозор опытного водителя. К его умению четко и быстро ориентироваться в опасной ситуации на дороге прибавятся технические навыки, которые пригодятся ему в самых распространенных экстремальных ситуациях – гололед, скользкая или мокрая дорога, маневрирование на высокой скорости, резкое вхождение в поворот, эффективное торможение… Таким приемам обычно обучают сотрудников милиции, специалистов служб безопасности, водителей скорой помощи.

– Как проходят Ваши занятия?
– На площадке воссоздаются экстремальные условия, чтобы в реальном времени обучать водителя с ними справляться. Так у него выработается мышечная память. В моей практике бывали и тяжелые случаи, когда человек привык совершенно неправильно выходить из заноса, причем как умудрился не попасть в аварию до курсов – просто непонятно. Мне пришлось больше времени уделить его технике выхождения из заноса, ему было сложно переучиться. Каждое занятие мы отрабатываем несколько видов ситуаций, чтобы водитель не зацикливался на чем-то одном, а мог быстро переключиться на другую технику.

– Сколько длится курс?
– Количество и интенсивность занятий зависит от человека. На дороге большое значение имеет человеческий фактор – кто-то изначально думает в правильном направлении, и ему достаточно лишь показать, как его мысли реализуются на практике, а кому-то надо объяснять все с нуля, буквально на пальцах объяснять, почему машина ведет себя на скользкой дороге именно, а не по-другому. Есть водители, которые и сами все понимают и могут, но в опасной ситуации теряются, сомневаясь в своих силах. Обычно после прохождения курса они начинают верить в себя, благодарят нас. Так что в инструктаже важны не только технические навыки, но и психология. Я специально изучал такие моменты на психологическом тренинге, благодаря которому могу найти подход к любому водителю, который приходит к нам за помощью.

– Отличается ли женское поведение от мужского в нестандартных ситуациях? Разные ли методы обучения для мужчин и женщин?
– Конечно, отличается. Тут стоит отметить, что склад ума женщин построен совершенно по-иному, чем у мужчин. Женщины больше обращают внимания на детали, они очень внимательны, но локально и в большинстве случаев теряются в опасных ситуациях. А ведь последнее время процент женщин на моих курсах стал больше. Кого-то отправляют мужья, которые не могут смотреть, как водит их жена и боятся за детей, которых она возит в садик или школу. Часть женщин сами приходят, устав от того, что их постоянно «мордуют» на дорогах. Но я сразу им отвечаю: обучение вождению в экстремальных условиях – не значит учиться водить «по-мужски»! Женщина, которая мыслит за рулем как мужчина, скорее исключение, и это дано от природы. Некоторым дамам даже приходится объяснять, что я учу не лихачить на дорогах, а учу быстро и правильно реагировать на определенные природные или аварийные случаи.

– С какими проблемами сталкиваетесь во время обучения?
– Сложно работать с людьми, которые считают, что пришли подучиться некоторым вещам, а в остальном они переоценивают свой уровень мастерства – это я вижу во время пробных заездов. Приходится объяснять водителям, что их уровень довольно низкий, и в дальнейшем приходиться переучивать их правильно оценивать степень риска и распознавание опасной ситуации заранее. А ведь подавляющее большинство аварий случается как раз из-за неверной оценки водителем дорожной ситуации, что прибавляется к незнанию техники.

– Каким приемам Вы обучаете своих подопечных?
– Мы отрабатываем с ними технику управления автомобилем на скользкой дороге, водитель учится пускать машину в занос, стабилизировать ее ход и выходить из него. Обучаемся правильно входить в повороты на скорости, тормозить на скользкой поверхности, объезжать препятствия, уходить от встречного автомобиля. Еще мы проходим специфику распознавания аварийной ситуации с ее последующим избежанием. Как говорится, чтобы не дошло до экстремальных мер. По отдельным просьбам я показываю, как делать «Полицейский разворот» – он не входит в базовый курс, так как в жизни такой маневр не нужен.

– Почему курсы экстремального вождения обрели такую популярность?
– Автомобильные технологии не стоят на месте, с каждым годом появляется все больше мощных спортивных автомобилей, да и неспортивные модели могут показать неплохую динамику. Скоростной режим в городе без пробки давно уже увеличился до 70-80 км/ч, и это, думаю, не предел. Не говоря уже о трассах, где можно мчаться со скоростью более 150 км/ч. Да и машину сейчас купить стало намного проще, вот и выдают права всем подряд. Тут уж волей-неволей задумаешься о своей безопасности. Новичкам надо учиться технике безопасного вождения, а водителям со стажем – учиться ездить по одной дороге с новичками.