Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Aston Martin: автомобиль для гонщиков и принцев

Один из самых дорогих автомобилей Британии имеет весьма сумбурную историю. За 94 года существования компания Aston Martin, создавшая штатный автомобиль для Джеймса Бонда, 12 раз (!) меняла владельцев, трижды оказывалась в состоянии банкротства и, в конце концов, завоевала мир.

Начало было положено в 1913 году, когда британские гонщики Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд основали компанию Bamford & Martin Ltd., занимавшуюся продажей немецких автомобилей Singer. Друзья самостоятельно совершенствовали образцы германского автопрома в гаражах на окраине Лондона. В силу инженерного таланта Мартина и его увлечения гонками, технические новшества испытывались в экстремальных условиях. И когда в том же 1913 году Лайонел Мартин одерживает первую победу в гонках на холме Астон Клинтон, он решает производить спортивные автомобили под собственной маркой, соединив в названии собственное имя и место своей первой победы.

Первый автомобиль компаньонов вышел из ворот мастерской в Кенсингтоне в 1914 году и представлял собой в некотором роде винегрет – шасси итальянского автомобиля Isotta Fraschini, английский 1,4-литровый двигатель Coventry-Simplex, французская 4-скоростная коробка передач и некоторые элементы немецкого Singer. Название первенец получил подходящее – «Гибрид». Впрочем, подобный тандем выдавал превосходные характеристики – он мог развивать скорость до 110 км/ч.

Гонщики выигрывают соревнования на своих детищах, но Бэмфорд противится серийному их выпуску и прекращает сотрудничество. В результате новым компаньоном Мартина становится бесстрашный автогонщик, а заодно и богатый американец Луи Зборовски. Вторая модель Aston Martin появилась уже после Первой мировой войны. Из новых мастерских компании, расположенных в помещениях бывшей конюшни Henniker на лондонской Абингтон Роуд, выходит серийный Aston Martin. Уже в 1922 году автомобили Aston Martin успешно принимают участие в Гран-при Франции. Однако в 1924 году Луи Зборовски гибнет в автокатастрофе на гонке в Монце. Без своего главного инвестора компания терпит финансовый крах.

Выкупил компанию за 6 тысяч фунтов стерлингов инженер Вильям Ренуик. Вместе со своим партнером-итальянцем Августом Бертелли и еще несколькими инвесторами он владел исследовательской фирмой R&B, где был разработан новый 1,5-литровый мотор с верхним распределительным валом. Этот двигатель станет основой для всех последующих автомобилей Aston Martin до 1936 года.

В 1926 году новые владельцы начинают выпуск модели Aston Martin 11,9 HP серий T-Type и S-Type, International, Le Mann, Mark II и Ulster. Кстати, в гонках «24 часа Ле-Мана» три года подряд, в 1934-1936 годах, побеждал автомобиль Aston Martin Ulster, развивая скорость в 162 км/ч. Однако другие модели также успешно участвуют в различных гонках, завоевывая популярность и признание публики. Впрочем, несмотря на популярность, финансовые дела компании шли плохо, и в 1932 году она становится собственностью семьи Сазерленд.

В 1936 году в линейке компании появляется модель Speed, а в 1939 году главный инженер Клод Хилл создал автомобиль Atom. На автошоу в Лондоне в 1940 году Atom произвел настоящий фурор, но началась Вторая мировая война, и предприятие снова разорилось.

Только в 1947 году Aston Martin снова возрождается, когда компанию выкупает Дэвид Браун – владелец крупной промышленной компании по изготовлению тракторов и сельхозтехники. В 1948 году на основе Atom выпускается первый автомобиль серии DB (аббревиатура заключала в себе инициалы Дэвида Брауна, но впоследствии начала ассоциироваться и с легендарным британским шпионом Джеймсом Бондом). В собственность Брауна также попала Lagonda, мотор которой достался Aston Martin. Это был 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2 л с двумя верхними распределительными валами, созданный еще на фирме Bentley. Всего было выпущено 15 автомобилей Aston Martin Lagonda DB1.

В 1950 году состоялся дебют DB-2 с двигателем 2,6 л мощностью 105 л. с., удачно участвовавший во многих соревнованиях для автомобилей 3-литрового класса. В 1953 году начался выпуск гоночной модификации DB-3S с мотором мощностью свыше 200 л. с, которая была самой удачной моделью среди гоночных Aston Martin и производилась до 1956 года.

Главные спортивные успехи выпали на долю специальной спортивно-гоночной серии DBR. Один из автомобилей DBR3 в 1959 году победил в Ле Мане и завоевал Кубок конструкторов. В те же годы было построено несколько гоночных автомобилей «Формулы 1», впрочем, не столь удачных, как спортивные.

В 1959 году любителям спортивных автомобилей была представлена модель DB4. Конструктор Тадек Марек разработал алюминиевый 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 3,7 л и мощностью 240 л. с. с двумя верхними распределительными валами. Обновленный легкий кузов купе имел более элегантную и привлекательную форму. Это был самый удачный автомобиль категории гран-туризмо среди британских автомобилей. Внушительная четырехместная модель DBS могла развивать скорость 257 км/ч, что поставило автомобиль в один ряд с супер-карами.

В 1960 году родился спортивно-гоночный Aston Martin DB4 GT с обтекаемым кузовом Zagato в количестве 19 штук. Все они сохранились до нашего времени. А в 1961 году в студии Bertone в Италии создается самая редкая из всех Aston Martin – модель DB4 GT Jet, которая должна была стать демонстрационным автомобилем для Женевского автосалона 1961 года. В отличие от всех других автомобилей DB4 GT, этот имел полностью стальной кузов (вместо алюминиевого) и был немного тяжелее обычного. Машина была оснащена 6-цилиндровым двигателем GT объемом 3,7 л, выдававшим 297 л. с. при 5750 об./мин., что позволяло развивать максимальную скорость около 240 км/ч. Этот уникальный автомобиль дошел в целости и сохранности до нашего времени, пережив в 1986 году полную реставрацию. В настоящее время он демонстрируется на всевозможных выставках и шоу.

В 1963 году было объявлено о выпуске нового DB5, который отличался от предшественника увеличенным до 4 л рабочим объемом двигателя мощностью 282 л. с. Еще одним отличием этой модели стал его самый популярный в мире владелец – Джеймс Бонд. На Aston Martin DB5 он катался в фильмах «Голдфингер» и «Шаровая молния». Кстати, для съемок «Золотого глаза» понадобилось две машины, поскольку начиненный смертоубийственным реквизитом Aston Martin не годился для съемок захватывающих погонь, хотя и мог за 8,1 с достичь скорости 100 км/ч. Разрекламированный таким образом, автомобиль успешно продается. На Женевском салоне 1965 года Aston Martin DB5 уже экспонировался с номерными знаками 007, а фирма Corgi Toys выпустила уменьшенную в 43 раза игрушечную копию этого автомобиля. Стоило потянуть за малюсенький рычажок, и модель катапультировала крошечного пластмассового человечка.

Aston Martin DB6 образца 1965 года имел 325-сильный двигатель и вмещал 4 человек. Чуть позже на его базе родились более мощные модели DBS и DBS Vantage c 6-цилиндровым двигателем, к которым позднее добавились машины с алюминиевым мотором V8 объемом 5340 куб. см, развивавшим мощность от 340 до 450 л. с.

В 1972 году в истории Aston Martin произошли очередные глобальные изменения в виде смены собственника: Дэвид Браун продал производство фирме Company Development Ltd. В этот момент и закончилось привычное обозначение моделей DB. Кроме того, энергетический кризис и ужесточение законов для автопроизводителей того времени подрывали экономику производства. Компания с трудом собирает небольшие серии спортивных автомобилей, получивших обозначение Vantage для купе и Volante для кабриолетов. Все они предлагались в самых дорогих исполнениях с прежним 5,3-литровым двигателем V8 мощностью 340 и 390 л. с. На них появились первые системы прямого впрыска и американские автоматические коробки передач.

С 1976 года небольшими сериями выпускался один из самых экстравагантных в мире автомобилей Aston Martin Lagonda высшего класса с удлиненным клиновидным капотом, под которым стояла уже известная «восьмерка» в 390 л. с. вместе с автоматической коробкой Chrysler. Этот автомобиль был не по карману простому обывателю, зато на Среднем Востоке Lagonda пользовалась большой популярностью. Одними из ее владельцев были принц и принцесса Саудовской Аравии.

С приходом 80-х годов финансовое положение Aston Martin еще более ухудшилось. В течение 7 лет ее несколько раз перекупали английские и американские промышленные и финансовые группы, но и это не привело к существенным изменениям в делах фирмы. В 1987 году хозяином британской марки-люкс стал американский концерн Ford Motor Company, купивший 75% акций фирмы. Новые владельцы реанимировали обозначение DB и возвратили легенду на киноэкраны. Несмотря на традиционные для Ford методы автосборки, Aston Martin производится исключительно вручную. Алюминиевые детали корпуса выбиваются молотками, а не роботами-автоматами. Ручной труд возводится в абсолют. Более того, на каждой машине под капотом крепится табличка с именем мастера, который ее собрал. Никогда в истории автопрома не было подобной персонализации производителя.

В 1988 к основной гамме выпускаемых моделей Vantage и Volante прибавилось новое купе Virage, сочетающее в себе дух моделей прошлых лет вкупе с ультрасовременным дизайном и великолепным новым шасси. Virage предложил автомобилистам более высокие динамические показатели.

В 90-е годы при поддержке Ford экономическое положение Aston Martin улучшилось. В 1993 году публике был представлен новый спортивный DB7. Эта модель является одной из лучших машин компании. В новых сериях Бондианы главный герой щеголяет именно этим автомобилем. Седьмые модели оснащаются 6-цилиндровым двигателем объемом 3,2 л мощностью 335 л. с. с электронным впрыском и объемным нагнетателем. В 90-х годах по-прежнему актуальны модели Virage, Volante и Vantage с существенно переработанным двигателем V8 с 4 клапанами на цилиндр и объемными нагнетателями, что позволило поднять мощность до 557 л. с.

В 1998 году на автосалоне в Детройте удачным проектом Aston Martin стал обновленный DB7. Свой вклад в создание автомобиля следующего тысячелетия, который был назван Dream Choice, внес дизайнер Ян Каллум. С тех пор DB7 выпускают в двух вариантах, ставших уже стандартом для Aston Martin, – Coupe и Volante. В 1999 на Женевском автосалоне впервые было показано новое детище английских дизайнеров – Aston Martin DB7 Vantage.
 
В 2000 году владелец Aston Martin, американский автогигант Ford, официально представил модель Aston Martin V12 Vanquish, которая благодаря новому, более мощному двигателю и использованию легких материалов обладает потрясающими ходовыми характеристиками. Машина буквально напичкана всей возможной электроникой. Вся информация обрабатывается бортовым компьютером (который, по словам инженеров, может выполнять до 2 млн команд в секунду), выводится на дисплей, а самая важная – дублируется голосом. Ежегодно английские рабочие собирают около 300 таких машин, каждую вручную и по индивидуальному заказу, так что одинаковых точно не будет.

В 2001 году компания сообщила о выпуске четырехтысячного автомобиля модели Aston Martin DB7. Им стало купе Vantage, выкрашенное в серо-зеленый цвет Galloway Green. Объемы продаж модели DB7 стали новым рекордом компании и превысили суммарные объемы продаж предыдущих поколений этой модели – DB4, DB5 и DB6. Стоит отметить, что элитные Aston Martin до сих пор собираются в четырех небольших сараях неподалеку от городка Ньюпорт-Пэгнел в центральной части Англии.

2006 год стал особым в жизни Aston Martin. Во-первых, он стал самым модным брендом в Великобритании. Во-вторых, завершилась «фордовская» эпоха – американский концерн продал свои акции консорциуму, возглавляемому Дэвидом Ричардсом, Джоном Сайндресом и инвестиционными компаниями Investment Dar и Adeem Investment. Дэвид Ричардс – основатель и председатель совета директоров Prodrive, лидера в мире мотоспорта и автомобильной инженерии. Джон Сайндрес – финансист, владелец транспортных компаний в США и Арабских Эмиратах. Investment Dar и Adeem Investment – кувейтские инвестиционные компании, управляющие активами более чем в 5 млрд долларов. Весной 2007 года английский шик стал официально доступен и для российских любителей спорт-каров – в Москве было открыто представительство Aston Martin.