Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

В США падает спрос на «прожорливые» автомобили

Нестабильная ситуация в американской экономике, подогреваемая постоянно растущими ценами на нефть и кризисом в ипотечной сфере, отразилась и на автопроизводителях. В феврале 2008 года продажи наиболее популярных среди американцев грузовиков, внедорожников и полноразмерных седанов резко пошли вниз. Вероятнее всего, американские потребители, наконец, всерьез отреагировали на постоянно растущее в цене топливо и стали задумываться о сокращении расходов на содержание автомобиля – вещи настолько привычной, что подобное посягательство ранее казалось чуть ли не кощунством.

Отреагировали, надо сказать, с заметным опозданием – городские потребители европейских стран, где цена на бензин давно перевалила за отметку в 1 евро за литр самого популярного 95-го, а в некоторых странах почти достигла 1,5 евро, давно обратили свой взор на малолитражки и гибридные автомобили. В США же, где самый ходовой бензин Regular (аналог нашего 92-го) даже в традиционно самом дорогом штате, Калифорнии, стоит сейчас не выше 3,8 доллара за галлон (1 доллар/литр, или 0,66 евро/литр), автолюбители только сейчас реально стали считать, в какую сумму обходится содержание своих транспортных средств. Причем еще одной не менее важной причиной столь «экономного подхода» к выбору автомобиля стала возможная рецессия в экономике США, наступления которой одни экономисты опасаются в ближайшем будущем, другие же уже «отметили» это нерадостное событие. По мнению некоторых экспертов, падению уровня продаж грузовиков способствовало также уменьшение доли локальной сборки.

Автопроизводители, активно работающие на американском рынке, объявили о довольно значительном снижении уровня продаж в феврале и «анонсировали» дальнейшее снижение во втором квартале 2008 года. Продажи General Motors упали на 13%, Ford – на 7%, Chrysler – на 8%. Toyota, «тягавшаяся» за пальму первенства по продажам автомобилей с General Motors по итогам 2007 календарного года, также «просела» на американском рынке, но всего на 2,5%.

Согласно данным, опубликованным General Motors, первые два месяца 2008 года принесли компании падение продаж на 6%. Самое значительное падение наблюдается в сфере пикапов и внедорожников – 19%. Совсем непочетное лидерство здесь принадлежит полноразмерным пикапам Chevrolet – 29%. Полноразмерные седаны «чувствуют себя» ненамного лучше – например, продажи Buick Lucerne упали на 26%.

Представители компании Ford отмечают значительное снижение интереса покупателей к внедорожникам и полноразмерным седанам – 9% (лидером по потере покупательского спроса оказался Ford Taurus, продажи которого упали на 26%), потеря интереса к пикапам оказалась относительно небольшой – всего 5%. Видимо, здесь сказались многолетние предпочтения американцев и, в какой-то степени, сила привычки. Напомним, на протяжении нескольких последних лет самым продаваемым автомобилем в США остается пикап Ford серии F – только в 2007 году их было продано свыше 650 тыс. штук. Представители компании Ford оказались довольны результатами продаж кроссоверов, продажи Ford Focus в США даже выросли на 11%, однако общий итог первых двух месяцев неутешителен – общее падение продаж автомобилей Ford составило 5,5%, а весь 2008 год прогнозируется компанией как худший год десятилетия.

В качестве одной из мер для преодоления трудностей компания Ford планирует уменьшить количество рабочих смен на своих американских заводах, где собираются автомобили и двигатели, к лету текущего года. Это в итоге приведет к уменьшению производства примерно на 10%, или 730 тыс. единиц в штучном выражении, что вполне способно удовлетворить имеющийся потребительский спрос на «фордовские» модели.

Положение дел с продажами Chrysler обстоит весьма забавно. С одной стороны, покупательский спрос на некоторые модели вырос весьма значительно. Например, продажи Dodge Caliber выросли на 9%, Dodge Avenger – на целых 60%. Однако эту радужную картину весьма испортили грузовики, продажи которых упали на 22%. Лидером же по падению покупательского спроса оказался минивэн Dodge Caravan, продажи которого упали на 32%. В итоге – спад продаж на 8%.

«Неамериканцы» чувствуют себя на американском рынке значительно лучше. Продажи Toyota в феврале 2008 года упали всего на 4%. И то в основном благодаря падению спроса на продукцию Lexus. Например, продажи седанов Lexus LS 460 упали на 25%. По итогам же первых двух месяцев года продажи упали на более скромную величину – всего на 2,5%. При этом грузовики чувствуют себя на американском рынке вполне прилично – объем продаж их не изменился. Продажи Nissan и вовсе выросли на 1%, в основном благодаря интересу покупателей к малолитражке Versa и кроссоверу Murano.

А что же в России? А в России продажи автомобилей во всех сегментах неуклонно растут. При этом многие эксперты прогнозируют увеличение продаж в 2008 году на 25-40% (есть «лихие головы», прогнозирующие рост в тысячи процентов, но они не в счет), а ряд производителей планирует на 5-10% поднять цены на наиболее популярные модели.