Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Колесим по Калифорнии (часть 1)

Во время одной из командировок в США компании из 5 человек захотелось в воскресенье прокатиться по Калифорнии. Чтобы чувствовать себя в салоне совсем свободно, решено было взять минивэн. Но не тут-то было. Поскольку идея оказалась спонтанной и машина не была забронирована заранее, в первых двух опрошенных прокатах в центре Сан-Франциско свободных машин не оказалось. Наиболее типичный ответ диспетчера: «Сегодня же воскресенье, а вы без брони хотите взять машину».

В третьем по счету прокате удалось взять лишь Hummer H3, который на тот момент времени был совсем новой моделью и стоил весьма недешево – 150 долларов в сутки без страховки (видимо, именно поэтому он и оказался свободным). Почти баснословная для США стоимость.

Вообще, с типом арендуемого автомобиля лучше всего определиться заранее. В принципе, арендовать машину можно, просто зайдя в один из прокатных пунктов (подробнее об особенностях и стоимости аренды автомобилей в Европе и США читайте в наших дальнейших материалах). Но если не забронировать машину заранее, вероятность получения искомой модели, как уже было описано выше, минимальна. В первую очередь разбираются недорогие и компактные модели, что неудивительно: 20-30 долларов в сутки без страховки (45-55 долларов с полной страховкой) – совсем невысокая цена за полную мобильность. За эти же деньги можно совершить две-три (четыре-пять) очень небольшие поездки на такси по городу, купить билет на поезд в один конец в эконом- (бизнес-классе) в соседний город, ехать до которого 2-4 часа, или пообедать в скромном (среднем) ресторане. Как видите, полная страховка автомобиля стоит недорого по сравнению с теми неприятностями, которые можно нажить, не имея ее.

Теперь буквально пару слов о правилах дорожного движения в США. Внешне ПДД США мало чем отличаются от российских. Основные принципы: не превышать скорость более чем на 5 миль сверх указанного лимита, не стараться проскочить в последний момент на уже зажигающийся красный свет, тормозить при виде знака «Stop», пропускать пешеходов, а также внимательно следить за разметкой и надписями на дорогах. Кстати, по словам «аборигенов», в США есть такое понятие, как «Californian stop» («Калифорнийская остановка»). Означает это, что водитель на знак «Stop» не останавливается полностью, как это предписано правилами, а лишь замедляет скорость до 3-5 км/ч (не до 35, а именно до 3-5, т. е. до скорости пешехода) – в США это считается большой наглостью.

Еще пара важных нюансов. Нюанс первый: желтая полоса. На многих скоростных магистралях левая полоса движения отделена желтой разметкой. Если вы в машине не одиноки или ведете общественный транспорт – добро пожаловать на нее. В противном случае – немаленький штраф (на момент нашего путешествия – 270 долларов), куча головной боли (вплоть до вызова в суд) и, потенциально (при неуплате штрафа или неявке в суд), запрет на въезд в США.

Нюанс второй: в США можно поворачивать вправо на красный свет (RTOR, Right Turn On Red), если нет специальной запрещающей надписи (No Turn On Red), обычно размещаемой рядом со светофором. В некоторых штатах при определенных обстоятельствах разрешен поворот налево на красный сигнал светофора (LTOR, Left Turn On Red), однако сейчас не будем вдаваться в такие детали.

С маршрутом мы определились быстро, и обусловлен этот выбор был во многом типом арендованного автомобиля: несколько достопримечательностей в черте Сан-Франциско, а потом поездка на знаменитые калифорнийские виноградники (севернее залива Сан-Франциско).

Здесь надо сделать небольшое лирическое отступление о винограде, виноградниках и, конечно, вине. Всем известны виноградники Франции, Испании, Италии. Французские вина вообще считаются чуть ли не эталоном. Во всяком случае, в этом уверены французские сомелье. Однако калифорнийские вина ничем не хуже. Почему? Об этом чуть ниже.

Первые виноградники были посажены в США примерно в 70-е годы XVIII века монахами-францисканцами. Примерно через столетие один из эмигрантов венгерского происхождения привез с собой саженцы лучших европейских сортов. Буквально через несколько лет в Европе разразилась жуткая эпидемия филлоксеры, которая погубила практически все виноградники. В те нелегкие времена европейские (и французские в том числе) виноградники удалось спасти лишь благодаря прививкам заокеанской лозы, оказавшейся стойкой к этому небольшому насекомому.

С тех пор американские вина стали фактически аналогами европейских (или наоборот?). Так что американские вина не только приятны на вкус, но и имеют, если можно так выразиться, благородное происхождение. Калифорнийские виноградники занимают площадь около 224 тыс. гектаров, ежегодно они дают около 2 млрд л вина. Кстати, в настоящий момент США является четвертой в мире страной по производству вина и одним из лидеров по объему т. н. ординарного (т. е., по-нашему, «обычного столового») вина.

Так что если доведется быть в Калифорнии, обязательно найдите немного времени и денег, чтобы съездить на экскурсию. Примерно за 120-150 долларов во время «Винного тура» (Wine Tour) вам гарантируется не только увлекательный рассказ об истории калифорнийских виноградников и вина (на английском языке, разумеется), но и дегустация самых популярных сортов. Можно найти такие туры и на русском языке, но они обычно стоят в полтора-два раза дороже.

Итак, вооружившись картой, мы двинулись в путь. Первая остановка – 39-й пирс (Pier 39), одна из самых популярных и шумных достопримечательностей Сан-Франциско. Несмотря на достаточно большую площадь, здесь буквально ютятся сотни кафе, ресторанчиков и сувенирных лавок – настолько велико их количество.

Каждые выходные здесь можно не только посмотреть, но и принять участие в различных веселых представлениях и розыгрышах. Именно здесь расположен городской аквариум, и именно здесь можно отведать свежайших устриц и попытать счастья в поисках жемчужин. Не ныряя за ними в залив, естественно, а лишь купив несколько нераскрытых, которые стоят, надо сказать, почти втрое дороже – своеобразная лотерея,  или «спецаттракцион» для заезжих туристов. Однако кто знает, возможно, и были случаи…

Мы, впрочем, пробовать не стали. Жемчугом никто из нас не заинтересовался, а есть устриц в большом количестве (а в малом – смысла нет) в утреннее время да еще в чисто мужской компании – дело неблагодарное… Однако самая большая достопримечательность 39-го пирса – это лежбище морских львов. Зрелище – завораживающее, рев – оглушительный. Но как ни жалко было покидать этот шумный, веселый и разноцветный балаган, нам следовало ехать дальше – световой день хоть и был достаточно долог, но все-таки не бесконечен.

Следующая короткая остановка – шоколадная фабрика Ghirardelli, одно из старейших предприятий США. Основанная в 1852 году, фабрика контролирует весь процесс производства шоколада – от сбора какао-плодов до производства конечного продукта. Экскурсию по фабрике мы совершать не стали, но отказать себе в удовольствии отведать ее продукцию в соседнем кафе мы, конечно, не смогли.

Еще одна совсем короткая остановка – Ломбардная улица (Lombard street). Как утверждают местные путеводители – «самая кривая улица в мире». На самом деле сильно искривлена не вся улица (довольно длинная, кстати), а лишь небольшой ее участок в районе Русских Холмов (Russian Hills). Ни дать ни взять – наши строили… Однако шутки в сторону, улица действительно «что надо» – на протяжении примерно 130-140 метров (это по прямой, а по дороге, т. е. «по кривой», пожалуй, все 300 будет) она делает восемь очень крутых поворотов. Скорость передвижения по этому участку ограничена 5 милями в час (8 км/ч). Впрочем, вряд ли в мире найдется много водителей, способных проехать здесь, не цепляя бордюра, хотя бы вдвое быстрее.

Наконец, последняя остановка перед тем, как покинуть черту города, – мост «Золотые ворота» (Golden Gate Bridge). Пожалуй, самая известная достопримечательность Сан-Франциско. Пятачок у «Золотых ворот» всегда полон туристов, однако место припарковать свой Hummer мы все-таки нашли.

Посмотреть на это чудо инженерной мысли едут «паломники» со всего мира. Здесь всегда можно услышать не только английскую или испанскую речь, но также возгласы восторга по-японски, по-китайски, по-немецки, по-французски, по-итальянски и т. д. Ну и, конечно, по-русски.

Впрочем, по субъективным оценкам, наши соотечественники (не бывшие, а настоящие), повидавшие на своем веку и в своей родной стране немало, больше восхищаются не Golden Gate Bridge, а островом Алькатрас (Alcatraz Island), величественный вид на который открывается с площадки перед мостом. Этот небольшой скалистый островок, также известный под именем The Rock (Скала), прославился на весь мир тем, что именно здесь сидел знаменитый Аль  Капоне, а также тем, что из расположенной на его территории тюрьмы за всю ее историю существования не удалось убежать ни одному заключенному. Ходит легенда, что двум братьям это все-таки удалось.

Когда-то на острове находился маяк, затем он служил морским оборонительным сооружением, потом военной тюрьмой и, наконец, до начала 60-х годов XX века – гражданской тюрьмой. Лишь в 1972 году он получает статус зоны отдыха и национального памятника.

Вдоволь налюбовавшись видами залива и наметив следующую остановку нашего путешествия, въезжаем на мост «Золотые ворота», чтобы окончательно покинуть город.

(Окончание следует)