Шведам очень нужно было придумать городской внедорожник (SUV), который бы мог конкурировать с такими именитыми «товарищами» как BMW X5, Mercedes-Benz ML и прочими «урбанистическими вездеходами». Но сделано это было по-шведски, нордический характер и холодный ум которых смог придумать высококлассный и престижный автомобиль.
Сначала Volvo долго ломала голову над созданием дизайна и даже соорудила концептуальный внедорожник под названием АСС, в основу которого легла платформа самого большого седана компании S80. А в 2002 году на Североамериканском автошоу совершенно новый XC90 предстал перед публикой во всей своей красе.Первый компактный городской автомобиль класса SUV выпущенный шведской компанией получился действительно красивым. Его внешний вид и сейчас выглядит вполне современным и ничем не уступает своим основным конкурентам. Вертикально расположенная решетка радиатора, широкие мускулистые формы, задние фонари, плавно перетекающие до самой крыши, выглядят весьма оригинально.
Стремительный внешний вид XC90 заслуживает всяческих похвал. В нашем случае, у Volvo XC90 Executive, который появился через год после официальной презентации модели в США, ручки дверей и боковые молдинги окрашены в цвет кузова, изменена решетка радиатора, а также установлена нижняя защита под шасси. Белый цвет, покрывавший наш автомобиль доступен только для версии Executive. Кстати, приятно осознавать, что мировая премьера XC90 Executive состоялась на Московском Международном автосалоне в 2003 году.
Нам же досталась не только комплектация Executive, но и самый мощный среди всех моделей Volvo двигатель V8 объемом 4,4 литра и мощностью в 315 л.с.
Внутри гораздо интереснее. Попадая в салон XC90, возникает ощущение, что сел за руль спортивного болида. Нет, не из-за того, что салон маленький или он чем-то напоминает спортивный, просто сама посадка водителя – чуть наклоненная вперед из-за строения центральной консоли. За рулем очень удобно, электрорегулировки передних кресел позволяют принять нужную позу. Приборная панель оформлена просто и доступно, в центре спидометр и тахометр, по бокам температура двигателя и датчик, измеряющий количество топлива в бензобаке. Также на приборной панели можно прочесть показания и сообщения бортового компьютера, которые выводятся в виде надписей.
Центральная консоль представляет собой целый набор клавиш управления системой кондиционирования, телефоном, аудиосистемой и прочими функциями автомобиля. Все кнопки большого размера, промахнуться и перепутать их практически не возможно. Здесь можно задать температуру для раздельного (двухзонного) климат-контроля, причем выбрать в какую часть салона будет идти поток воздуха можно при помощи трех кнопок, расположенных по центру. На них изображен силуэт сидящего человека и можно интуитивно понять, в какую часть салона будет направлен поток воздуха — либо в ноги, либо в середину салона, либо на уровне головы. В качестве опции примерно за $197 можно установить систему контроля качества воздуха IAQS, которая будет отслеживать состав входящего воздуха, и, при наличии посторонних запахов и вредных частиц, закрывать или открывать воздухозаборник.
В XC90 довольно удобно реализована возможность подключения сотового телефона. Для этого не нужно обязательно иметь при себе мобильник с Bluetooth или ИК-портом, достаточно лишь вынуть из него SIM-карту и вставить ее в специальное гнездо на центральной консоли. Разговаривать по телефону можно как по громкой связи через встроенные динамики, так и по специальной трубке, которая устроилась около центрального подлокотника. Вот только трубка эта снабжена проводом, который то и дело мешается и застревает между различными деталями, так что если нужно провести приватную беседу, то легче воспользоваться своим собственным сотовым телефоном. Да и вообще, при движении разговаривать не только запрещено, но и опасно – здесь наличие этой трубки говорит не в пользу философии Volvo.
Аудиосистема XC90, даже самая дорогая – Premium Sound, звучит не идеально. На высокой громкости динамики начинают издавать не совсем внятные звуки, а инструменты смешиваются в один поток, при этом колонки не выдерживают сильных басов и начинают хрипеть. CD-чейнджер на 6 компактных дисков не поддерживает формат mp3, зато есть отдельное гнездо для мини-дисков (MD), по сути бесполезное, т.к. найти сейчас такой носитель информации довольно сложно, да и незачем. Наиболее часто используемые функции (аудиосистема, телефон) и клавиши управления круиз-контролем дублированы на рулевом колесе. А вот бортовым компьютером приходится управлять при помощи правого подрулевого переключателя, что не очень-то удобно.
Необходимо добавить, что нам достался 5-местный вариант XC90 с полным «фаршем» и компактным домашним кинотеатром RSE сзади. Этот автомобильный кинозал представляет собой два 7-ми дюймовых монитора, встроенных в подголовники передних сидений, и один монитор, вмонтированный в потолок, один DVD-проигрыватель, располагающийся в переднем центральном подлокотнике, и второй, встроенный в потолок над спинкой правого заднего кресла. Ко всему этому безумию прилагаются беспроводные наушники и три пульта дистанционного управления. Также предусмотрены розетки для подключения других устройств, вроде электронных игр или видео камеры. Желание поселиться в Volvo XC90 также усиливает наличие холодильника, который спрятан под центральным подлокотником. Правда плиту и ванну нам обнаружить так и не удалось.
Не смотря на внушительные размеры, сзади трем взрослым пассажирам будет все-таки тесновато. При сложенном заднем ряде сидений объем свободного пространства в багажном отделении возрастает, но не намного: с 613 литров до 914. Складывать задний ряд сидений дело не из легких: сперва надо опустить подголовники, т.к. без этого спинки не лягут ровно, а упрутся в передние сиденья, затем надо потянуть за ручку сзади и сложить сиденья наполовину, затем еще раз потянуть за ручку и сложить их до конца. Ту же самую процедуру, только в обратном порядке надо проделать при возвращении спинок задних кресел в исходное положение. Длинномерные и не очень тяжелые предметы можно естественно перевозить на крыше.
Кто бы, что бы не говорил о ездовых качествах XC90, с мотором V8 все выглядит иначе. Благодаря 315-сильному силовому агрегату, развивающему 440Нм крутящего момента, Volvo XC90 способен дать фору многим автомобилям. Особенностью этого мотора является его происхождение: концерн Ford, владеющий компанией Volvo, не нашел иного выхода, как спрятать под капот XC90 переработанный 32-клапанный двигатель Yamaha SHO. Вкупе с 6-ступенчатым автоматом Geartronic, снабженным возможностью механического переключения, 95% крутящего момента передается на передние колеса. Однако XC90 обладает постоянным полным приводом, поэтому при изменении дорожных условий, в случае пробуксовки передних колес, крутящий момент распределяется между задней и передней осью, достигая оптимального сцепления с дорожным покрытием. КПП имеет также режим «W» призванный облегчить вождение в зимних условиях – для наших погодных условий это более чем актуально. В «зимнем» режиме XC90 начинает движение сразу с третьей передачи, дабы избежать пробуксовывания.
Управление не вызвало нареканий, руль обеспечивает должную обратную связь, как и тормоза. Подвеска хоть и съедает большинство неровностей, все-таки немного жестковата, особенно при преодолении больших неровностей. Работа автоматической трансмиссии приближена к идеальной, никаких толчков, перескоков и бессмысленных смен передач. Также Volvo XC90 показал довольно экономичный расход топлива. 4,4-литровый V8 потреблял около 17,5 литров на загородной трассе и около 22 литров в тяжелых городских условиях.
Кстати, автомобиль достался нам как раз в самые лютые морозы, накрывшие центральную часть нашей страны. Чувство гордости переполняет тебя, когда не только российские, но и не самые дешевые иномарки тщетно пытаются завестись в 30-градусный мороз. В этих условиях Volvo XC90 показал себя прекрасно: дважды переводить ключ в положение «Start» не было ни малейшей необходимости.
В 2003 году Volvo XC90 побывал на краш-тесте EuroNCAP, где получил наивысшую оценку по безопасности в своем классе. Спорить мы с этим естественно не будем, так как вся философия Volvo упирается в эту самую безопасность, а поэтому и за рулем XC90 чувствуешь себя всегда более защищенным, нежели в любой другой машине.
В углу багажного отделения скромно лежал небольшой деревянный столик и две мягких подушки, спрятанных в двухкамерный брезентовый чехол. Это и есть самая необычная «фишка» Volvo XC90. Если б не зима и холод, можно было бы выехать на природу и замечательно провести время, сидя на откидывающейся нижней двери багажника и наблюдая за звездами…