Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Краш-тест Lada Priora: Фаза 2

Отношение к российским автомобилям как к потенциально небезопасным перешло из разряда слухов в устоявшийся стереотип. От того задача российского автогиганта переломить сложившуюся ситуацию в свою пользу стала еще сложнее. Но к чести ОАО «АвтоВАЗ» мысль о создании автомобиля, соответствующего европейским нормам безопасности, не ушла вместе со многими другими проектами, а наоборот, является одним из ключевых текущих направлений деятельности предприятия. Идея провести краш-тест Lada Priora на глазах журналистов ведущих российских автомобильных СМИ уже сама по себе казалась абсурдной, но руководство АвтоВАЗа, переборов себя и свои принципы, все-таки, согласилось на этот эксперимент, а что из него вышло, узнали и мы.

Самолет в Тольятти только готовился к взлету, а пассажиры только проходили регистрацию на рейс, в то время как в зале ожидания собралась оживленная публика, которая окружила сотрудников пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ», вопрошая подробности предстоящего краш-теста. Удивительно, но до самого последнего момента последние были уверены, что разобьют Lada Priora в кузове хэтчбек, однако в лаборатории по безопасности оказался именно седан второго поколения или, как принято у инженеров – «Lada Priora фазы 2». Загадочная аббревиатура означает не что иное как Lada Priora в комплектации «Люкс», оснащенная двумя подушками безопасности, ABS, ремнями с преднатяжителями, которая появится в продаже в начале 2008 года. Помимо перечисленного оборудования кузов Lada Priora «Люкс» был значительно доработан, в конструкцию было внесено множество изменений, благодаря которым удалось повысить жесткость водительской ячейки, уменьшить перемещение рулевой колонки, педалей и стоек. Так, например, металлическими вставками усилили пол, стойки ветрового стекла, пороги, лонжероны, панели дверей, добавили несколько брусьев безопасности, в общем, сделали все, чтобы деформация кузова стала меньше чем у нынешней Lada Priora.

Откуда же взялась эта Lada Priora фазы 2? Может быть, ее специально подготовили к краш-тесту, чтобы обмануть нас? Ну, нет, времена уже не те, да и продажи российского производителя, не смотря на свою массовость, неуклонно падают, а если кто-то заподозрит подвох… АвтоВАЗу это будет дорого стоить. Автомобиль в серийной версии будет выглядеть почти так же. Это, конечно, не версия с конвейера, все элементы безопасности были разработаны и добавлены в конструкцию кузова в стенах лаборатории безопасности, но нас уверили в том, что все до единого они обязательно перекочуют в серийную версию. Оборудование сомнений не вызывает, здесь все соответствует международным стандартам, вплоть до самых маленьких датчиков, купленных у ведущих мировых производителей. Антропометрические манекены Hybrid III такие же, как применяются во всех испытательных лабораториях Euro NCAP и методика полностью соответствует: на скорости 64 км/ч автомобиль с 40-процентным перекрытием ударяется левой стороной о неподвижный деформируемый барьер, выполненный из алюминиевых пластин. Этот удар имитирует наиболее распространенное по данным европейских исследований лобовое столкновение двух машин схожей массы, приводящее на небезопасных автомобилях, как правило, к серьезным повреждениям или смертельным исходам.

Задача по доведению Lada Priora до ожидаемого уровня безопасности в 4 звезды по методике Euro NCAP осложнилась для инженеров АвтоВАЗа еще и финансовой составляющей. Учитывая, что новая модель является перелицовкой Lada 110, вопрос «как бы сэкономить» стал главной головной болью инженеров по безопасности. По словам представителей АвтоВАЗ решения были найдены, а нам осталось только убедиться в этом в комплексе ударных испытаний волжского завода.

И вот мы в стенах ангара, который носит название «Корпус 69 «Катапульта», здесь уютный беспорядок, по стенам расставлены манекены и оборудование для их калибровки, а по бокам вдоль разгонной колеи расставлены участники предыдущих краш-тестов. Заняв безопасное место на втором этаже в безопасной зоне, мы принялись наблюдать за процессом подготовки. Все манекены рассажены по своим местам: спереди двое «взрослых», сзади двое пассажиров «детей», так предписано требованиями Euro NCAP. Вообще молодцы АвтоВАЗ, они наконец-то поняли, что оглядываться только на российские требования безопасности и даже на требования ЕЭК ООН бессмысленно, нужно догонять весь цивилизованный мир. Кстати, Правилам № 94 и 95 ЕЭК ООН соответствует не только Lada Priora, успешную омологацию для соответствия этим требованиям прошло 10-е семейство, Lada 4x4, Kalina и Chevrolet Niva, что дает им все основания продаваться на рынках Восточной и Западной Европы.

Серебристый автомобиль «приговоренный» к уничтожению стоит возле препятствия, о которое ему предстоит удариться. На бортах Lada Priora наклеена надпись «980» - это порядковый номер ударного испытания, которое будет произведено на наших глазах.

Несколько минут на подготовку, пуск, удар! Кроме громкого хлопка и клубов дыма сначала понятно ничего не было. Lada Priora отскочила в нужную сторону, передок «Жигулей» смяло почти до лобового стекла – зрелище не из легких, после этого желание выезжать на встречную полосу, да и вообще создавать аварийные ситуации, пропадает вовсе. Но мы приехали сюда не за тем, чтобы получать шокирующие эмоции. К автомобилю сразу же подошли сотрудники лаборатории, и принялись осматривать автомобиль. Спустя несколько минут, мы последовали к останкам Lada Priora.

От передней части Lada Priora почти ничего не осталось, капот принял форму неровной арки, аккумулятор раскололся, из него вылилась кислота, фары выскочили из своих «орбит», даже колесный диск сильно погнулся – но это еще ничего не значит, гораздо важнее как себя почувствовали манекены, и что случилось со структурой самого кузова. Крыша деформировалась от лобового стекла до центральной стойки – это называется потеря структурной целостности пассажирской ячейки и за это отнимается один балл. Порог при визуальном осмотре остался целым, а вот дверь заклинило так, что ее пришлось открывать ломом.

Манекены оказались свободными, ноги не были зажаты, значит, пассажира можно свободно извлечь из автомобиля. Критерий травмирования головы HIC почти втрое меньше предельно допустимого значения в 1000 единиц, как у водителя, так и у пассажира – блестящий результат. За контакт головы водителя с рулевой колонкой – минус один балл. На видео также видно, как голова манекена-водителя ударяется о подушку безопасности «лицом», затем соскакивает с подушки и ударяется о дверной проем, причем затылочной частью, это по методике Euro NCAP в расчет не берется, но если голова живого человека опишет такую «дугу» повреждения шейных позвонков обеспечены. Руль переместился в салон всего на 52 миллиметра – это в пределах нормы. В итоге 3 балла за оценку головы и шеи.

Деформация грудной клетки составила 28 мм для водителя и 29 мм для пассажира, для получения максимального балла она должна быть меньше 22 мм, итог – желтый цвет окраса силуэта обоих манекенов, рулевого колеса грудь не коснулась, а оценка груди – 2,14 баллов.

С оценкой колен, бедер и таза дела обстоят хуже, здесь всего 1,69 балла из 4-х возможных. Усилие на левом бедре водителя составило 5,5 килоньютона, при предельно допустимом значении в 9,07 кН, да и вероятность травмы при изменении места контакта весьма вероятна. Пассажир же в этом испытании продемонстрировал очень высокий результат, но, опять же, по методике Euro NCAP за это положен штрафной балл. Правая часть как у водителя так и у пассажира вне зоны риска, однако и здесь при изменении места контакта все может окончится гораздо хуже – еще минус балл.

Голени и ступни оказались вне опасности, пол Lada Priora в салоне остался целым, педаль тормоза при допустимых 88 мм не сместилась в салон вовсе, а в вертикальном положении переместилась на допустимые 80 мм.

Общая оценка за фронтальный удар получилась равной 10,56 баллов. По методике Euro NCAP максимальное количество баллов за фронтальный удар - 16, столько же за боковой краш-тест (18 в случае если автомобиль оснащен боковыми подушками безопасности или подушками занавесочного типа, для этого проводятся два боковых удара – обычный и наезд на столб), общая сумма баллов может пополниться при наличии сигнализаторов о не пристегнутых ремнях безопасности – до 3-х баллов за каждый (два спереди и один сзади). Максимальный балл – 37.

Ранее Lada Priora фазы 2 прошла серию боковых краш-тестов, последний дал 13 баллов. Чтобы получить общую оценку в 4 звезды автомобилю нужно набрать в общей сумме 24 балла, у Lada Priora сейчас 23,56 – не дотягивает? Европейское агентство по безопасности в таких случаях пользуется обычным методом арифметического округления, т.е. Lada Priora в итоге получает 4 балла за безопасность взрослых пассажиров.

После краш-теста представители АвтоВАЗа еще раз уверили нас в том, что серийный автомобиль будет доработан, что позволит ему заработать дополнительные баллы, в этом случае 4 звезды будут четкие и безоговорочные. Устроят ли показательный краш-тест еще раз или проведут его сами, а может быть отправят разбивать в Европу – этого мы не знаем. Известно одно, не смотря на скептическое отношение к российскому автопроизводителю, с одной из главнейших задач, он похоже справился, ведь меньше 23,56 баллов по методике Euro NCAP зарабатывают и более именитые соперники…