Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Mazda MX-5 Roadster Coupe: навстречу солнцу

Слово «родстер» каждый раз ассоциируется с чем-то эдаким эксклюзивным, дорогим и недоступным, а словосочетание «родстер-купе» вообще ставит в тупик. Но Mazda успешно ломает сложившиеся стереотипы, выводя в продажу новый родстер-купе Mazda MX-5, со складной жесткой крышей. Его продажи в России начинаются в мае 2007 года, а почти 18 лет назад, когда в 1989 году в Чикаго (США) было представлено первое поколение Mazda MX-5, вряд ли кто мог предположить, что спустя несколько лет, эта модель будет не раз занесена на страницы Книги мировых рекордов Гиннеса. Выпущенный изначально сугубо для северо-американского рынка, родстер MX-5 полюбили и в Европе. По всему миру распродано более 770 тысяч моделей.

Впервые Mazda MX-5 Roadster была представлена на женевском автосалоне в 2006 году. Тогда это был еще традиционный родстер с мягкой складной крышей, но сейчас мы говорим не о нем, а о принципиально новой для Mazda конструкции – родстере со складной жесткой крышей. Такой тип автомобилей становиться все более популярным, а для многих регионов нашей страны это настоящая панацея – томительное ожидание короткого лета можно проводить с комфортом. Для южных областей России эксплуатация Mazda MX-5 Roadster Coupe носит более продолжительный характер, именно там родстеры и кабриолеты использовать логичнее всего. Но пока Москва упорно держит лидерство почти во всех областях, в том числе и по продажам автомобилей с открытым верхом. Тем не менее, мы отправились именно на юг, а точнее, на Северный Кавказ, в Ставропольский край, где, на самом деле, и есть естественная среда обитания Mazda MX-5 Roadster Coupe.

Общая стилистика новой Mazda MX-5 остается неизменной с момента ее рождения, помните, японский родстер со «слепыми» фарами? Их, кстати, до сих пор можно встретить на наших улицах и в очень неплохом состоянии, ведь эксплуатируются они в основном летом, а значит, не видят ни соли, ни реагентов. Размер кузова, конечно, изменился, Mazda MX-5 Roadster Coupe стал больше и просторнее, но экстерьер и интерьер подверглись минимальным изменениям. Из далека кажется, что автомобиль начала 1990-х годов просто-напросто получил жесткую крышу, но приглядевшись, можно заметить кое-какие новшества, вроде измененных очертаний капота, строения головной оптики и более широких арок. Но это в сравнении с предыдущим поколением, а новая Mazda с мягкой крышей отличается от MX-5 Roadster Coupe только сзади резко очерченными задними крыльями и внутри за головами задних пассажиров добавили складную полипропиленовую пластину, уменьшающую турбулентность воздушных потоков в салоне при движении со сложенной крышей, а кузов Mazda MX-5 Roadster Coupe стал на 10 мм выше.

Многие винят дизайнеров компании Mazda в том, что MX-5 неагрессивна, в ней нет спортивности, резких мускулистых форм и тех эмоций, которые предлагают нам другие производители. Наоборот, родстер-купе MX-5 демонстрирует спокойствие, приветливость и даже некую женственность. Дабы не вдаваться в полемику и рассуждения, вспомним, что одна из записей в Книге рекордов Гиннеса о Mazda MX-5, сделанная в 2000 году, гласила: «Mazda MX-5 Roadster наиболее коммерчески успешный открытый двухместный автомобиль за всю историю автомобилестроения». Людям нравится и такое положение дел, не обязательно создавать экстерьер автомобиля похожий на космическую ракету, иногда, можно обойтись и без этого. Тем более, с открытым верхом Mazda MX-5 Roadster Coupe буквально притягивает к себе взгляды окружающих.

Самым главным новшеством Mazda MX-5 Roadster Coupe является жесткая складываемая крыша, и даже не сама по себе крыша, а время ее складывания и, соответственно, раскладывания, которое занимает всего 12 секунд. Это рекордный показатель среди подобных автомобилей. Такой рекордный срок Mazda смогла реализовать за счет небольшого размера самой крыши – она состоит из трех секций и весьма компактная. Весь процесс складывания происходит путем нажатия двух кнопок, расположенных на центральной консоли рядом с кнопкой включения аварийной сигнализации. Причем за каждое действие отвечает одна соответствующая кнопка. Прежде чем нажать на кнопку превращения купе в родстер, необходимо вручную отсоединить механизм центрального фиксатора, расположенного над зеркалом заднего вида. 12 секунд также обусловлены малым весом крыши, «сотканной» из композитного пластика, с которой родстер-купе стал весить всего на 18 кг больше, чем просо родстер.

Крыша при помощи четырех электромоторов убирается в отдельную нишу между крышкой багажного отделения и задними подголовниками, благодаря этому объем 150-литрового багажника остается неизменным. Вот только непонятно зачем это сделано? 150 литров объема хватает разве что на пару сумок средних размеров, уложить туда громоздкий дорожный чемодан не получится, а если нужда заставит? Но именно этим Mazda нескрываемо гордится, мол, не нужно никаких сеточек натягивать и вещи перекладывать. Есть и свои недостатки: складывая или поднимая крышу, кнопку придется неотрывно держать нажатой до соответствующего звукового сигнала, а все манипуляции производить только на неподвижном автомобиле, так что если вдруг пошел дождь, надо будет прижиматься к обочине и ждать… Ждать 12 секунд…

Вообще трепет, с которым Mazda относится к своему детищу, иногда поражает воображение. 12 секундам посвящены конкурсы и соревнования, а Лермонтовскую галерею, что рядом с Пятигорском, на время тест-драйва Mazda MX-5 превратили в выставку «12 секунд». Гордость Mazda отчасти оправданная, это действительно прорыв в автомобилестроении. За 12 секунд складывается крыша Audi ТТ Roadster, а за 13 у Volkswagen New Beetle Cabrio, но она у них «мягкая», а среди жестких крыш Mazda MX-5 несомненно стала лидером.Тип кузова родстер предусматривает два места в салоне автомобиля, история Mazda MX-5 так и начиналась, как возрождение таких кузовов. Ничего не изменилось и спустя 18 лет. Японцы любят применять для своих автомобилей различные философии дизайна.

Например, Lexus все последние модели выпускает под девизом «L-finesse», у Mazda традиционный «Zoom-Zoom» дополнен философией Jinba Ittai. В переводе с японского это означает «единение всадника и лошади». Наверное, будет сложно найти более подходящее определение тому, как водитель чувствует себя за рулем Mazda MX-5. В России будут продаваться две комплектации «Energy» и «Sport», они будут отличаться элементами интерьера и силовыми агрегатами.На тесте нам представилась опробовать только 2,0-литровую версию в исполнении «Sport» стоимостью $39900. В ней есть приятный кожаный салон, климат-контроль, обогрев сидений, ксеноновый головной свет с омывателем фар и противотуманками и 17-дюймовые колесные диски. Если сэкономить $5000 кожу на сиденьях заменит ткань, ксенон - галогенные лампы, а диски станут меньше на дюйм. Зато в любой версии есть система стабилизации, четыре подушки безопасности, антипробуксовочная и антиблокировочная системы, усилитель экстренного торможения и самоблокирующийся дифференциал.

Место водителя могло бы стать практически идеальным, если бы сиденье могло изменять регулировку по высоте. Но ее здесь нет, поэтому приходится двигаться только вперед и назад, а также изменять наклон спинки. Такое положение дел явно будет не по душе людям с невысоким ростом. Немного сглаживают положение механические регулировки рулевой колонки. В остальном Mazda MX-5 буквально обволакивает водителя, рычаг КПП находится на удобном расстоянии и, как будто, создан на заказ, материалы приятные и качественные. Интерьер в отличие от экстерьера выдержан в истинно спортивном стиле, дефлекторы, руль, рычаг КПП и ручки дверей оборудованы металлическими вставками. Приборная панель со шкалами под металл читается хорошо. По центру приборной панели зачем-то разместили датчик температуры масла в механической коробке передач.

Слева и справа от спидометра и тахометра расположены датчики уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Перчаточный ящик и ниша для мелких предметов позади между спинками сидений запираются на ключ, что для родстеров само собой разумеющееся, но в России вряд ли кому придет в голову оставить машину открытой без присмотра. Для удобства кнопки на руле помогают с управлением аудиосистемой, которая в 2,0-литрвоой версии снабжена 6-дисковым CD-чейнджером и 7 динамиками Bose, MP3 она не проигрывает, но имеет возможность подключения внешнего устройства вроде iPod, разъем для которого спрятан в перчаточном ящике. Настораживает отсутствие бортового компьютера; среднюю скорость и расход топлива придется вычислять по одометру.

Два дня, проведенных в Ставропольском крае прошли в постоянном движении. Надо сказать, что дороги порадовали своим качеством, только посты ГИБДД встречаются чуть ли не через каждые 5 километров, а останавливают даже за превышение в 10 км/ч, поэтому чтобы не опустошить кошелек ощущения от скорости пришлось «ловить» с некоторой опаской. Mazda MX-5 прекрасно рулится, управление четкое, а на каждый малейший поворот «баранки» родстер отвечает мгновенной реакцией. Это, конечно же, выйдет боком на плохой дороге, где в асфальте «вырыты» широкие колеи, но беда с дорогами не имеет никакого отношения к автомобилю. Подвеска мягкая, а MX-5 хорошо держит дорогу, причем на столько хорошо, что система стабилизации практически ни разу не вмешалась в процесс управления. Четырехцилиндровый рядный двигатель объемом 2,0 литра выдает 160 л.с. при 6700 об/мин, а максимальный крутящий момент 188 Нм достигается только на 5000 об/мин и, чтобы двигатель работал на полную, приходится постоянно выкручивать стрелку тахометра до красной зоны, только в этом случае можно ощутить весь потенциал Mazda MX-5.

Помимо удобного расположения рычага 6-ступенчатой механической коробки передач, переключения происходят весьма четко, а ход рычага в меру короткий. Но вот незадача, автоматической КПП мы не увидим, для Mazda MX-5 Roadster Coupe она не предусмотрена, хотя в группе потенциальных покупателей компания особо выделяет молодых женщин, которые, впрочем, как и мужчины, точно огорчаться ее отсутствием.Остались мы довольны и подвеской автомобиля. Она позволяет минимизировать крены на поворотах и избежать ненужной раскачки кузова, также благодаря идеальной развесовке по осям 50:50, достигнутой благодаря строению кузова с длинным массивным капотом, короткой кормой и продольному расположению двигателя. Управляемости также благоприятствует малый клиренс, который, в свою очередь, лимитирует передвижение Mazda MX-5 по плохим дорогам, а стоило нам съехать на проселочную дорогу в погоне за красивым кадром, как автомобиль тут же зацепил днищем первый попавшийся камень. Mazda MX-5 Roadster Coupe предназначена только для хороших дорог, ей нужен простор и солнце, которого в Ставрополье было с избытком. В связи с этим можно сделать вывод, что даже жесткая крыша не может превратить Mazda MX-5 во всесезонный автомобиль, зимой ехать вдоль сугробов будет крайне нежелательно для подвески.

На Россию в этом году будет выделено всего 100 машин. Такая ограниченная квота вызвана большой популярностью MX-5 в Европе, а на будущий и последующие года квота составит 150 автомобилей. Абсолютно все модели сойдут с конвейера японского завода «Ujina 1», будем надеяться, что качество японской сборки не подведет потребителей. Препятствием для покупки Mazda MX-5 будет ее цена, которая за 2,0-литровый двигатель, а это такие неотъемлемые части любого автомобиля с открытым верхом как кожаный салон, большие диски и качественная музыка, будет равняться 40 тысячам долларов США. Для автомобилей Mazda это ощутимо, почти столько же стоит Mazda6 MPS, на 7 тысяч дешевле 260-сильная «трешка», дороже только RX-8. Явных конкурентов среди других производителей у Mazda MX-5 нет, зато есть косвенные – в первую очередь это основоположники схемы купе-кабриолет – Peugeot и модели 207CC и 307CC, а также Opel Astra TwinTop.

Все изображения Mazda MX-5

Благодарим компанию «Mazda Motor Rus» и лично Марию Магуайер за организацию тест-драйва.