С главой марки Volkswagen в России нам удалось пообщаться на Московском международном автосалоне, где широкой публике впервые был представлен Polo Sedan, разработанный специально для России. Именно этот автомобиль стал центральной темой нашей беседы. Кроме того, господин Виттеманн рассказал о судьбе линейки Up, о своем отношении заградительным пошлинам, ГЛОНАССу и о том, как ему живется в России.
– Удовлетворены ли вы интересом россиян к новой модели Polo Sedan?
– Мы очень удовлетворены первыми результатами, интересом со стороны наших клиентов и количеством заказов, поступивших на эту машину. Автомобиль уже поступил в салоны всех наших российских дилеров, и, надо сказать, что до конца года у нас уже все распродано.
– Известны ли какие-то цифры?
– Да, конечно. До конца года мы поставим около 10 тысяч автомобилей.
– Намерена ли компания Volkswagen на волне успеха Polo Sedan создать специально для России автомобили A и B класса?
– Надо сказать, что Россия – страна европейская, поэтому вкусы и предпочтения российских клиентов такие же, как и у всех европейцев. Большинство автомобилей из нашей модельной линейки, например, Tiguan или Touareg, пользуются здесь большим спросом. Но в компактном классе нам как раз недоставало такого автомобиля, как Polo Sedan. Его мы разработали специально для России, с участием российских специалистов и производим его тоже на территории вашей страны. Адаптация для плохих дорог, для холодной погоды, большой багажный отсек, много места для задних пассажиров – все это есть у Polo Sedan.
– Хотелось бы узнать о линейке Up. Планируется ли запускать ее в производство?
– Она обязательно пойдет в серию, но придет ли она в Россию, зависит исключительно от развития местного рынка и ее потребности.
– Polo Sedan попал в список автомобилей, участвующих в программе утилизации. Незадолго до начала этой программы вы достаточно критично высказывались о ней, считая, что куш сорвет, прежде всего, «АвтоВАЗ» и российские производители. Сейчас вы не изменили своего мнения?
– Первая волна уже прошла, и во время нее было реализовано 200 тысяч ваучеров. Сейчас, после старта второй волны реализовано еще 50 тысяч ваучеров. Таким образом, осталось около 150 тысяч. Мы только-только подключаемся к этой программе. Но я от своих слов не отказываюсь. Вся эта программа затеяна именно для российских автопроизводителей. 90% ваучеров ушли в пользу «АвтоВАЗа». Но надо понимать, что если на эти ваучеры будут приобретаться автомобили, скажем, «ВАЗ-2107» – это вряд ли поможет развитию российского автопрома. К сожалению, это большая проблема. Что же касается наших 10 тысяч автомобилей, то мы их продадим в любом случае, что по этой программе, что без нее.
– Volkswagen попал в список системообразующих предприятий России. Насколько важно это для вашей компании?
– Мы производим Polo Sedan полностью в России, и, без сомнения, удовлетворяем все требования, которые предъявляются для внесения в этой список. К тому же, с инвестициями в калужский завод более $1 млрд, мы является крупнейшим инвестором в российскую автомобильную промышленность. Поэтому я считаю, что мы являемся в большой степени российским автопроизводителем.
– В данный момент в России готовится закон, который будет, так или иначе, подталкивать иностранные компании, работающие на территории России, к увеличению локализации производства. Тем не менее, почти все автопроизводители заявляют, что качество продукции российских поставщиков – невысокое. Как компания Volkswagen намерена решать эту проблему?
– При производстве Polo Sedan степень локализации производства уже превышает 40%. Это очень серьезная цифра, но мы на этом не намерены останавливаться. Возможно, мы пригласим в Россию наших иностранных партнеров, которые смогут наладить свое производство здесь. Но также есть вероятность, что мы будем работать и с российскими поставщиками. Конечно же, в том случае, если их продукция будет отвечать нашим стандартам качества.
– В России остаются высокими заградительные пошлины на ввоз иномарок. Насколько, по вашему мнению, оправдан этот шаг, и принесет ли это какую-либо пользу российскому автопрому?
– С одной стороны, это помогает российским автопроизводителям, с другой стороны – это снижает конкуренцию, а без нее нет роста и развития. Volkswagen выступает за свободу конкуренции.
– Раз уж мы заговорили о свободе конкуренции, хотелось бы узнать вашу точку зрения по поводу активного «продавливания» на рынок системы ГЛОНАСС, которую, по некоторой информации, могут обязать устанавливать на все автомобили, произведенные на территории России.
– Мы располагаем очень хорошими системами GPS-навигации, которые, кстати говоря, русифицированы. И, естественно, какие-либо изменения в этом вопросе, стоили бы нам очень больших денег. Поэтому нельзя сказать, что эта ситуация нам очень нравится.
– Вы работаете в России уже больше двух лет. Как вы ощущаете себя в нашей стране, насколько вам здесь комфортно?
– Я живу не в Москве, а в Подмосковье, наслаждаюсь чистым снегом и свежим воздухом. Мне кажется, что люди в России очень любезные и милые в общении. По крайней мере с иностранцами. У меня есть некоторые проблемы с русским языком. Думал, что за два года я сумею бегло говорить на нем, но максимум, чего мне удалось добиться – это говорить на русском слегка. Другие проблемы, которые я здесь вижу, они характерны для любого гигантского мегаполиса. Я говорю, прежде всего, о пробках. Это, конечно, катастрофа.