Утилизировать больше нечегоПрограмма утилизации автомобилей заметно сбавила обороты. В отличие от первого этапа, когда все выделенные государством денежные ваучеры смели за 3,5 месяца, новая партия сертификатов расходится не так активно. По данным на 5 августа, за 1,5 месяца со старта второго этапа государственной программы утилизации старых автомобилей, Минпромторг выдал всего около 50 тысяч денежных сертификатов из 200 тысяч. Для сравнения, все 200 тысяч ваучеров в первом этапе программы разошлись всего за 3,5 месяца. Напомним, что в июне государство отметило рьяное стремление обменять автохлам на новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей. Когда выделенные на поддержку отечественного автопрома сертификаты стали таять на глазах, Владимир Путин объявил о начале второго этапа программы, на который было выделено еще 10 миллиардов рублей. Но уже сейчас видно, что разрабатывать по приказу премьер-министра план плавного выхода из программы в 2011 году не придется. Интерес у покупателей сам постепенно сходит на нет. Если утилизация старых автомобилей взамен на 50 тысяч рублей продолжится нынешними темпами, то последние сертификаты будут розданы к середине декабря. По примерным подсчетам Минпромторга, в этом году по программе утилизации будет продано около 230 тысяч машин, а на 2011 год придется еще 170 тысяч. По мнению экспертов, благодаря продолжению программы утилизации отечественный авторынок вырастет на 5%. Что вполне вероятно, так как по итогам первого этапа программы продажи на рынке увеличились на 10%. Хорошим «урожаем», видимо, вновь сможет похвастаться «АвтоВАЗ», который за три месяца первого этапа утилизации продал более 45 тысяч машин по госпрограмме. Самый разгар продаж у «АвтоВАЗа» пришелся на май 2010 года, когда по сравнению с аналогичным месяцем 2009 года рост продаж составил 63%. В июне почти каждый второй автомобиль с конвейера отечественного автогиганта реализовывался благодаря программе утилизации. Видимо, только теперь на фоне спада спроса на денежные сертификаты «АвтоВАЗ» смог позволить себе приостановить работу своего конвейера из-за аномальной жары. Что, однако, не сказалось лучшим образом на ценах – из-за простоя на заводе дилеры начали завышать цены на машины. Бытует мнение, что одна из причин спада интереса к программе утилизации – проблемы с оформлением документов и долгим ожиданием автомобиля. Министерство промышленности и торговли ссылается на многочисленные ошибки, допущенные в документах при оформлении. Дилеры же сетуют, что долго ждут отчислений от государства. А страдает в итоге все равно покупатель. Кстати, проблема с покупкой существует только у продукции «АвтоВАЗа»: уже далеко не все дилерские центры, перечисленные на сайте Минпромторга, работают с государственными сертификатами. Те же, кто еще не распрощался с госпрограммой, предлагают подождать автомобиль не менее 3 месяцев. У дилеров остальных марок дела обстоят намного лучше. Например, Ford Focus в максимальной комплектации можно получить уже через месяц. Такой же срок уйдет на покупку Skoda Fabia в базовой модификации. Дилеры предлагают по программе утилизации те автомобили, которые сейчас находятся на складах, либо приедут в ближайшей поставке, если покупатель захочет заказать определенную машину. Причем сам процесс сдачи автохлама и получения сертификата сведен к минимуму действий, некоторые дилеры даже готовы полностью взять на себя заботы о старой машине. Эксперты так же предполагают, что еще одной причиной спада популярности программы утилизации является естественный отток желающих приобрести новый автомобиль бюджетного класса. Все, кто хотел избавиться от старых машин, уже сделали это. Остальные владельцы автостарья либо не планируют расставаться с ним в ближайшее время, либо копят деньги на автомобили, которые не вошли в список госпрограммы.
|
|