Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Игра в пятнашку баксов

Cложно найти более парадоксальную и спорную тему, чем ту, которую мы рассмотрим в этой статье: какой выбор сделать, желая потратить определенную сумму денег на приобретение автомобиля? Изделия автопрома, как и любой другой промышленности, выпускающей товары широкого потребления, например, фены для волос, холодильники и газонокосилки, имеют одну особенность: «врожденное здоровье», которое досталось товару от производителя, или же патологии, также переданные от «родителей».

По большому счету, любая покупка, в том числе и приобретение автомобиля – это лотерея. Если повезет, вещь прослужит долго, а не повезет, сломается в первый же день. Поэтому, рассматривая плюсы и минусы автомобилей от определенных концернов, или же (в глобальном масштабе), сравнивая автомобильную промышленность целых стран, необходимо условиться, что есть:

1) частные случаи, когда знакомый дедуля вот уже 30 лет катается на умытой «копейке» и горя не знает ни с мотором, ни с кузовом, ни с подвеской, а у нового суперкара немецкого производства на третий день после покупки перестают работать стеклоочистители;

2) «врожденные болезни» (слабые места или национальные особенности) автомобилей определенных марок (низкая посадка, требовательный к хорошему топливу мотор, слабая подвеска и др.).

Безусловно, частные случаи не должны вводить нас в заблуждение, а вот на «врожденные болезни», выявленные автомобилистами всего мира, необходимо обратить особенное внимание.

Итак, у нас есть некая сумма денег, например, $15 тыс. Что купить? На что обратить внимание? К чьему совету прислушаться? К счастью, выбор огромен, и нет нужды приобретать автомобиль, которой не нравится только потому, что это практически единственный вариант - так было в России лет 15 назад.
Новый или подержанный?

Определившись с суммой, которую мы готовы потратить, остается решить, готовы ли мы к приобретению подержанного автомобиля, или нам нужен только новый. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.

НОВЫЕ

Новая машина из выбранного ценового диапазона обладает двумя неоспоримыми преимуществами. Во-первых: «Я у нее буду первым!». Для многих людей это архиважно (и не только при выборе авто). Во-вторых – гарантия, которая сегодня предоставляется аж до пяти лет.

Есть и очевидные недостатки в приобретении нового автомобиля за цену до $15 тыс. Как только мы начинаем определять машин-претенденток, оказывается, что выбор не велик. Дело в том, что изначальная цифра 15 тает приблизительно до 13, учитывая страховку, установку сигнализации, демонтаж «радиоподготовки» (лучше бы и не ставили ничего), монтаж нормальной аудиосистемы. Далее по желанию: легкосплавные колесные диски, хорошие покрышки, ксенон и прочее. Что же нам остается? Вот приблизительный список: американцы корейского происхождения Сhevrolet Aveo и Lacetti, россиянка с «какардой» от Сhevrolet – «Нива», россиянин Ford Focus II, узбекские, российские и, безусловно, чистокровные корейцы Daewoo Nexia, Matiz и Nubira, Hyundai Accent и Getz, Kia Rio, англичанка Micra от Nissan, испанка Corsa от Opel, турок Renault Symbol, россиянин Renault Logan, и завершает список Skoda Fabia из Чехии. Возможно, мы что-то упустили, но общая картина ясна: маломощные моторы, недорогая отделка, некоторым моделям необходимо сразу после приобретения сделать антикоррозийную подготовку, а может быть и протянуть подвеску. Кстати, проводить доводку самостоятельно (не в сервисном центре) категорически не рекомендуется, т.к. на сервисной станции, при обнаружении стороннего вмешательства, могут отказать в гарантийном обслуживании. Часто дает о себе знать некачественная сборка. Так, тесты корейцев российского происхождения, проходившие около года назад, показали, что к «врожденным болезням» уже можно отнести люфт в передней подвеске. Не у всех машин, но с завидной постоянностью в чередовании при резком старте слышался характерный стук, то же происходило и при резком торможении. Ко всему прочему – не все перечисленные автомобили могут похвастать хорошим дизайном (бедный Renault Symbol чего только не наслушался насчет своей «кормы»), да и по виртуальной шкале престижности они стоят выше лишь российских авто.

Renault Logan умудрился подпортить свою репутацию еще на стадии презентации журналистам: перевернулся при выполнении не очень сложного элемента. Не смотря на то, что «Chevy-Нива» превосходно стартовала, получила лестные отзывы в прессе, а уровень ее продаж превзошел все ожидания, российская сборка все-таки дала о себе знать: спустя полгода эксплуатации появляется люфт в подвеске, перестают закрываться двери, в общем, машина требует дополнительной доводки.

Но все не так уж и плохо. Перечисленные выше автомобили обладают достойной динамикой (когда в салоне не более двух взрослых людей), в меру жесткой подвеской и предсказуемым управлением. По отделке салона не было замечено крупных недостатков – шумоизоляция приемлемая, обшивка не скрипит и не дребезжит. В большинстве случаев минимальные комплектации оборудуются электрическими стеклоподъемниками, многие модели могут похвастать даже автоматической коробкой передач, регулируемой рулевой колонкой и подогревом сидений.

Автомобиль Nissan Micra очаровал представительниц слабого пола и стал бестселлером. Эта машина не только околдовывает и призывает себя купить, но и заставляет ухаживать за своей внешностью. Micra, подобно девушке, создана для того, чтобы всегда быть привлекательной и, как доказательства этому, по дорогам разъезжают автомобили самых причудливых расцветок и даже с «татуажем» (аэрографическими рисунками) на своем «теле». Смущает только одно – значительное количество предложений на 1-2-летние «Микры» на вторичном рынке. Что это? Реакция перегонщиков на популярность, или хозяева продают своих «англо-японок» и ищут более экзотический вариант?
Сегодня Сhevrolet Aveo и Lacetti перехватили лидерство у Micra. Качественная сборка, отсутствие негативного опыта владения, современный дизайн дают плоды.
Ford Focus II еще на столько молод, что говорить о болезнях не приходится. Счастливые владельцы восторженно откликаются о просторном и светлом салоне, функциональности, хорошей подвеске, высокой посадке, хорошем обзоре. Focus II отлично рулится и эффектно смотрится на дороге. К недостаткам «фокусники» относят только недостаточную шумоизоляцию, непривычно тесное место для правой ноги водителя – колено упирается в центральную консоль и шумную «заводскую» резину. В целом, автомобиль претендует на лидерство среди новых в пределах «пятнашки». Однако огорчает очередь на Focus II, длиной в 10 месяцев.

Незаслуженно незамеченной остается Daewoo Nexia. Этот автомобиль – родственник легендарного Opel Kadett, который, между прочим, был автомобилем 1988 года, и многое связывает эти две модели, Daewoo Nexia на сегодняшний день представляет собой прекрасное сочетание цена/качство: резвый мотор, хорошая управляемость, недорогие расходники. Вот только дизайн староват и сборка узбекская.
Matiz, Getz, Corsa, Fabia – очень похожие по своим характеристикам автомобили: небольшие, достаточно крепкие, обладающие современной внешностью. Определиться с выбором среди них можно только, руководствуясь субъективным отношением к той или иной марке.
Hyundai Accent явно претендует на «спортивность». Он, наверное, самый резвый из всех «корейцев», да и дизайн чем-то напоминает Subaru Impresa. Kia Rio же, являясь практически двойником «Акцента» по всем параметрам, производит впечатление более мягкого автомобиля, можно сказать, женского.

SECOND HAND

Изобилие автомобилей вторичного рынка, которые подходят под наши ценовые рамки, может свести с ума и лишить покоя даже специалиста: глаза разбегаются, голова опухает. Выбор безграничен: вседорожники, большие и маленькие седаны и универсалы, кабриолеты и минивэны, любые моторы и кузова, машины с тюнингом и без, с пробегом и без пробега по РФ, авто на заказ, с рулем слева или справа. Чтобы рассмотреть все варианты, потребуется очень много времени и целая серия материалов на эту тему, поэтому мы обратим внимание лишь на несколько автомобилей, которые бесспорно являются достойными конкурентами новым машинам, упомянутым выше.
У автомобилей вторичного рынка также есть свои плюсы и минусы.

Минусы – это, как правило, темное прошлое авто, вероятность стать жертвой мошенников, приобретая машину с рук, всегда неопределенный пробег автомобиля, необходимость замены всех ремней и жидкостей сразу после покупки.

Плюсы – слабые места автомобиля уже были обнаружены бывшим хозяином и, в большинстве случаев устранены, машина, как правило, оснащена аудиосистемой и сигнализацией, авто всегда выше классом и лучше оснащена, чем новый автомобиль за те же деньги.

Сразу условимся, что разговор идет о машинах без криминального прошлого, машинах, которые мы не собираемся покупать с закрытыми глазами или ночью в грозу. Как мудрые люди, прежде чем приобрести автомобиль, мы заедем в автосервис и проведем полную диагностику, скалькулируем возможные расходы и, по возможности, поделим их с продавцом пополам.
Если все затраты сверх цены приобретаемого автомобиля не превышают $1 тыс., мы выбрали достойный вариант. Учитывая эту тысячу, наша «пятнашка» похудела до $14 тыс., в пределах которых мы и посмотрим предложения.

Руль слева

Audi
Модели А4 1999-2001 г.в. и А6 1997-98 г.в. с честью продолжают славную традицию Audi – противостоять коррозии и выглядеть в по-автомобильному солидном возрасте (8 и более лет) на 5 баллов. Audi на авторынках подкупают безупречным состоянием. Владельцы со стажем отзываются о своих A4 и А6 очень тепло и, когда речь заходит о возможной смене машины, говорят, что следующее авто тоже будет с четырьмя кольцами на решетке радиатора.

К минусам автомобилей Audi нужно отнести их популярность, которой пользуются угонщики, поэтому высока вероятность приобретения машины с темным прошлым.
Механики называют Audi очень строгой машиной. Они говорят, что Audi безупречно служит только в том случае, если по-немецки пунктуально менять все расходники и в кротчайшие сроки заменять износившиеся детали, иначе может начаться цепная реакция и просроченное плановое ТО выльется в серьезный ремонт.
Моторы Audi надежные и тяговитые, но не стоит ожидать резвости от авто, если выбор пал на A6 с мотором 1,8, да еще и с АКПП.

BMW
3-й серии 1994-95 г.в., 5-й серии 1997-98 г.в., 7-й серии 1996-97 г.в.
BMW – общепризнанный автомобиль для водителя. Управлять «баварцем» всегда удовольствие (если он исправен, конечно). Отточенное управление, чуткий на педаль акселератора мотор, уютный и тихий салон, прекрасная устойчивость на дороге. Все это – причина того, что хозяева BMW в большинстве своем начинают чувствовать себя за рулем буквально пилотами гоночного болида. Даже спокойные немцы не могут устоять перед тем, чтобы хоть раз не выдавить из своего BMW максимум по автобану. «Бумеры» действительно летают по дорогам, а заодно ловят колдобины, «лежачих полицейских», бордюры и колодцы, получая «ранения» подвески пропорционально скорости, общему весу машины и объему двигателя (чем объемистей мотор, тем с большим весом он давит на переднюю подвеску). Найти 6-7-летний BMW в максимальной комплектации и хорошем состоянии практически невозможно, а «эмки» при ежедневной эксплуатации в России умирают года за три. И без того низкий клиренс со временем теряет драгоценные миллиметры, болиды лишаются спортивной осанки и не редко появляются «на людях» со скошенными под углом задними колесами, а это уже диагноз – ремонт неизбежен, который на BMW не дешев. По отзывам владельцев, в год машина «съедает» от $2 тыс., не считая плановых ТО.

При выборе BMW не стоит верить в сказки об аккуратной хозяйке-девушке, необходимо отвезти машину на сервис и обязательно проверить подвеску, мотор (они страдают от перегрева) и корпус коробки передач, который часто страдает из-за низкой посадки авто, принимая на себя удары дорожного мусора.
Неоспоримый плюс BMW – это разборки. Их много, на них есть практически все и совсем не дорого.

Chrysler (Dodge, Plymouth)
В основном нам подходят машины 1999-2001 г.в. Это (из самых распространенных) модели Neon, Stratus/Cirrus/Breeze, PT Cruiser, Voyager. Автомобили на любой вкус. Все комплектуются кондиционером, аудиосистемой, электропакетом. АКПП или механика – на выбор. Ходят слухи, что запчасти для американцев – проблема. Мол, магазины то есть, и запчасти (самые ходовые) в них тоже есть, но если сломается что-нибудь экзотическое, две недели придется ждать заказа. Что верно, то верно, но такие поломки случаются крайне редко, и, в крайнем случае, все можно найти на разборке.

Двигатели Chrysler мощные и живучие, неприхотливые – работают на 92-м бензине. Лучше всего себя зарекомендовали моторы - аналоги Mitsubishi – это 2,5-литровая шестерка, очень надежная 3-литровая шестерка и 2-литровоя четверка.
Из всего модельного ряда ярко-выраженным недостатком обладает только Neon: на
Chrysler постоянно что-то мудрят с натяжителем ремня ГРМ, из-за чего простая замена комплекта ГРМ может обойтись в $500.

Subaru
Автомобили 1998-2000 г.в. Машины этой марки давно зарекомендовали себя, как надежные, быстрые, прекрасно управляемые и приспособленные к российским условиям (долгой зиме и бездорожью). Impresa и Legacy – самые распространенные модели. Особенно интересны полноприводные варианты. Несколько лет назад быть обладателем Subaru было достаточно накладно – запчасти и сервис были на уровне Jaguar, но сегодня ситуация изменилась к лучшему. Владельцы Subaru утверждают, что содержание автомобиля этой марки выходит даже дешевле своих японских собратьев.

Достаточно спорным минусом является оппозитный мотор. Некоторым владельцам не нравится звук оппозитного мотора – говорят, что похож на «Запорожский». Двигатель очень надежен, но в случае поломки где-то за городом вряд ли удастся найти специалиста по таким агрегатам в провинциальном автосервисе.
Если нет нужды в дико-агрессивной езде, на которую способны «заряженные» Subaru, стоит выбирать нетурбированные версии – они долговечнее.
По большому количеству нареканий можно сделать вывод, что «субарики» «страдают» плохой шумоизоляцией.

Toyota
Весь модельный ряд этой марки рассмотреть очень сложно, поэтому выберем только Camry 1998-2001 г.в. и RAV 4 1997-99 г.в. Если Chrysler и Subaru не являются однозначными марками и имеют, как своих сторонников, так и противников приблизительно в равных долях, то о Toyota такого сказать нельзя.

Название говорит само за себя: надежность, современность, комфорт. Мощные двигатели, прекрасная управляемость, доступный сервис. Выявить «врожденные болезни» у них не удалось – только частные случаи.

Opel
Конечно, Vectra от 1999 года и моложе. Машина доступная, запчасти недорогие. Хороший металл. Да, это не оговорка. Инженеры Opel заставили таки кузова своих автомобилей бороться с коррозией, так что сравнение с моделями конца 80-х, которые в России могли сгнить за сезон, сегодня не уместно. За наши деньги можно купить авто в идеальном состоянии со всеми наворотами 2002 г.в. Поговорка, что все машины рано или поздно становятся «Опелями» - уже не актуальна.

Из небольших недостатков можно отметить не очень просторный салон, ну и двигатель – не Япония – больше 5 тысяч лучше не выкручивать.

Руль справа
Речь, безусловно, идет о чистокровных японцах. Автомобили, приходящие на российский рынок из Японии, поражают своим состоянием. Так, машины 93-94 г.в. производят впечатление новых: девственно чистые салоны, идеальное лакокрасочное покрытие, а с мотора можно есть – он безупречно чист. К минусам нужно отнести 3 вещи:

- необходимость замены головного света, так как, по мнению ГАИ даже хрустальная оптика японцев светит хуже отечественной (по правде говоря, светит она немного не в ту сторону, но очень эффективно);

- необходимость замены аудиосистемы, так как радиоприемники у японцев не работают на наших волнах;

возможны проблемы с наличием запчастей, но все можно заказать (доставка – 2 недели).
Нет нужды рассматривать модели-аналоги «леворучек», а варианты, выпускающиеся только для рынка Японии – это отдельная тема.

Нет предела совершенству
Эти слова можно сказать только о российских машинах. Конечно, отечественный автопром может регулярно повышать цены на свои изделия (серийная ВАЗ–21101 стоит $8 000), но мы то знаем, что безбедная эксплуатация отечественной машины возможна только при условии вложения значительной суммы денег сразу после приобретения. И, как ни странно, ряды любителей покупать российские машины не редеют. Видимо, это особенности российского менталитета: купить что-то такое же, как у всех и сделать из этого эксклюзив, который все равно никто не купит дороже, чем стоит новый такой же, как у всех.

Потолок вложений в новый российский автомобиль определить крайне трудно. Помимо обычной для всех страховки, деньги надо вкладывать в каждый узел машины: обязательно протянуть все болты и гайки, поменять все жидкости на фирменные, отрегулировать двигатель и провести диагностику всей электрики, поменять амортизаторы и тормозные диски, сделать антикор и поставить подкрылки. В первый же год эксплуатации, как правило, «вылетают» шрусы и стартер. Удовольствие не для слабонервных, зато, сделав все это, можно смело утверждать: «Мой отечественный автомобиль не хуже иномарки». И действительно, если учесть, что все запчасти необходимо ставить фирменные, обслуживание российских машин обходится в те же деньги, что и обслуживание иномарок.

Эпилог
Каждый из рассмотренных нами вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Однозначно рекомендовать что-то определенное не возьмется никто. Перед приобретением автомобиля необходимо найти и прочитать максимум информации, отзывов владельцев автомобиля, который особенно вам по нраву, найти возможность покататься на нем и сделать правильный выбор, чтобы машина не огорошивала неприятными сюрпризами, а только радовала.

Обсудить эту статью на форуме