Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Погаси долги и езжай спокойно

Лишение водительского удостоверения может стать очередной уловкой судебных приставов в борьбе с должниками. Федеральная служба судебных приставов предложила узаконить возможность изымать права у водителей, чтобы выколачивать из них долги.

Идея лишать прав водителей пришла ФССП на основе опыта работы зарубежных коллег. Глава службы Артур Парфенчиков и раньше обращал внимание на узаконенную дополнительную меру борьбы с должниками в других странах. Например, в Польше уже узаконено отбирание прав у должников, а в Израиле приставам разрешили запрещать выдачу водительских удостоверений, загранпаспортов и прочих дополнительных «прав» недобросовестным гражданам.

Артур Парфенчиков подстраховал изложенную им идею тем, что водительских удостоверений планируется лишать только тех водителей, чей заработок не зависит от машины. Иными словами, таксисты, водители автобусов и другие шоферы, для которых вождение является единственным официальным источником дохода, будут неприкосновенны. Но если человек пользуется автомобилем, чтобы добраться от дома до работы, он существенно пострадает. Причем, его потери могут быть больше, чем сумма долга, которая порой составляет и вовсе несколько копеек.

ФССП планирует обсудить свое предложение с Министерством юстиции, а так же прислушаться к общественному мнению. С первым еще можно будет решить вопрос полюбовно, то с рядовыми автомобилистами придется потягаться. Главный контраргумент недовольных автомобилистов – несовершенство работы государственного механизма по обработке оплаченных штрафов. Если документ получит одобрение, то идея в виде законопроекта будет представлена в Госдуме.

У Федеральной службы судебных приставов России и так немало ниточек, за которые они могут дергать должников. В 2007 году приставам уже разрешили запрещать выезд из страны должникам. Так отменилась поездка футболиста Александра Филимонова в Ташкент. В аэропорте его задержали и потребовали оплатить более 700 тысяч рублей – алименты его бывшей супруге. А одного из жителей Санкт-Петербурга не выпустили из страны за неоплаченный транспортный налог за мотоцикл, который был угнан 15 лет назад. Приставам ведь все равно из-за какой суммы накладывать ограничения, будь то 10 рублей или 15 тысяч рублей. Кроме того, приставы могут арестовывать имущество и даже накладывать руки на банковские вклады.

На что только не идут приставы, чтобы собрать долги. Например, в Нефтеюганске работники ФССП расклеивали на улицах города ориентировки с фотографиями должников. Автомобилистам тоже уже не раз доставалось – приставы не гнушались дежурить с автоинспекторами на дороге и описывать магнитолы, мобильные телефоны и прочие ценности задолжавших государству водителей. А кто-то предпочитает более хитрые способы – знакомится в интернете с «клиентом» и договаривается о свидании, где романтически настроенному должнику предъявляют корочки ФССП.

По итогам прошлого года судебные приставы вынесли 215 тысяч ограничений на выезд из страны, в результате которых в казне прибавилось около 2 миллиардов рублей. А всего в 2009 году было взыскано 283,2 миллиарда рублей, из которых 77,8 миллиарда пришлось на налоговые платежи и более 7 миллиардов – на административные штрафы.

Что касается автомобилистов, то из всех «дорожных» штрафов оплачивается лишь половина. По мнению замначальника ДОБДД генерал-майора милиции Владимира Кузина, причиной такой необязательности у водителей является слишком мягкое наказание за неуплату. В 2002 году в КоАП был упразднен пункт, который предписывал забирать права у водителей до тех пор, пока не будет оплачен штраф. Отмена этого пункта снизила собираемость штрафов с 98% до 26%. В июле 2008 года в КоАПе вновь появилось ужесточение для неплательщиков, которое подразумевает административный арест до 15 суток. Это позволило увеличить собираемость штрафов до 57%.

Не рановато ли перенимать практику иностранных коллег, пока наша система оповещения о долгах находится по пояс в бюрократии? Нередко гражданам, честно оплатившим штрафы, приходят уведомления с предложением погасить несуществующий долг. Водительских прав могут лишить даже тех, кто возит с собой квитанции об оплате. Приставам важно не то, что деньги пришли в казну, а то, что фамилия находится в списке должников.

Вместо того, чтобы придумывать очередные ограничения, ФССП лучше бы задуматься об улучшении своей работы. Например, позаботиться о том, чтобы люди легко могли узнать о своих задолженностях и сразу после оплаты их фамилии исчезали бы из списка должников. Конечно, это подразумевает большую работу, причем с кропотливым созданием единого реестра - на это уйдет немало времени. Но уж лучше один раз сделать качественно, чем вынуждать приставов разыгрывать спектакли, чтобы выбить очередной долг.