Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Возмещение по ОСАГО станет прозрачным

Минтранс наконец-то выполнил данное несколько лет назад обещание и разработал правила расчета расходов на ремонт автомобиля по ОСАГО. Документ дает точную формулу износа автокомпонентов и учитывает среднюю стоимость запчастей в регионе, где произошло ДТП.

Пока постановление, подписанное Владимиром Путиным, довольно сырое. Несмотря на то, что оно вступает в силу через три месяца, некоторые приложения к нему еще не готовы. Поэтому эксперты не решаются пока делать громкие выводы, мечась между «все будет плохо» и «все будет очень плохо». В первом случае предполагается, что карманы пострадавших автомобилистов еще больше опустеют, а во втором – что будут также затронуты интересы автостраховщиков.

Сейчас нет стандартной схемы оценки ущерба автомобиля. Этим вовсю пользуются автоэксперты и страховщики. Детали, подлежащие замене только на новые, оцениваются как подержанные. Причем сумма выплаты становится известна только после ее перевода на счет пострадавшего. В большинстве случаев компенсации не хватает и на половину стоимости ремонта машины. Автовладельцы часто обращаются в суд, где доказывают ту или иную трату, выбивая положенные им деньги. Тарифы на полисы ОСАГО растут, а размер выплат, наоборот, снижается.

Правительство предложило узаконить правила расчета между страховщиками и автомобилистами. С осени планка предельного износа деталей автомобиля будет закреплена на 80%. Это значит, что даже антиквариат на четырех колесах, пока он способен ездить и попадать в аварии, может рассчитывать на оставшиеся 20% износа.

Поврежденные детали, менявшиеся в течение срока эксплуатации машины, будут оценивать в соответствии с их пробегом. Чтобы доказать факт замены запчасти, автовладельцу нужно предъявить соответствующие чеки. Качество материала детали будет влиять на размер выплаты – пластиковые запчасти будут оцениваться дешевле, чем металлические. По новым правилам, страховщики должны будут выдавать деньги не только за поврежденную деталь, но и за прочие запчасти, которые по техническим требованиям полностью устранят неисправность.

Износ шин будет зависеть от высоты протектора, а средний срок службы аккумуляторных батарей составит четыре года. Кроме того, износ кузова будет зависеть не только от даты изготовления и пробега машины, но и от срока гарантии на повреждение от сквозной гарантии. Выиграют те автовладельцы, на чьи машины производитель предоставляет более долгий срок гарантии на антикоррозийную защиту. Например, на Renault Fluence дается 6-летняя гарантия, а на Skoda Superb – 12-летняя.

Документ определяет еще один фактор, который влияет на износ автомобиля, – страна производства. Это страна, в которой машина была произведена или «достаточно переработана». Медленнее всех повышается коэффициент износа у японских автомобилей, за ними идут европейские и турецкие. В следующую категорию вошли автомобили из Северной и Южной Америки. Следом идут Китай и Корея. Замыкают список машины, выпущенные на территории России, – это касается не только отечественных марок, но и иномарок, собранных на заводах в нашей стране.

Узлы и агрегаты, при неисправности которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не будут зависеть от степени износа. Список с этими автокомпонентами пока не опубликован, но уже точно известно, что в него войдут подушки и ремни безопасности. Расчеты будут производиться на момент даты аварии и с учетом средней стоимости запчастей в регионе, где произошло ДТП. Когда постановление вступит в силу, для расчета износа автомобиля и деталей будет использоваться специальная компьютерная программа с разработанными формулами. Теперь любой автомобилист сможет самостоятельно посчитать примерную сумму возмещения еще до того, как страховщик вынесет свой вердикт.

Страховщики тоже застыли в изумлении – наработанная за годы система будет меняться, но разработать новую систему пока сложно, так как методика, предложенная правительством, пока не до конца ясна. Естественно, многие уже запугивают очередным повышением цен на полисы ОСАГО. Мол, цены возрастут, а потом посмотрим, кому и что выгодно. Основной упор страховщики делают на неясность определения «достаточно переработан» и не понимают, как страна-производитель может влиять на износ, ведь эксплуатация автомобиля совершается непосредственно в России.

Неясно также, как высчитать среднюю стоимость автокомпонентов, ведь, как известно, одну и ту же запчасть можно купить за адекватные деньги или в пять раз дороже. И, естественно, их пугает список деталей, на которые не распространяется износ. Это же уму непостижимо, что придется оплачивать на 18-летнюю Toyota новенькую подушку безопасности.

Но совершенно точно ясно одно: автостраховщики, которые и так многие годы заявляют, что работают в ущерб себе, не позволят вынуть из своих карманов лишнюю копейку. Поэтому, даже если новые правила расчета суммы возмещения направлены на защиту интересов автовладельцев, за этим может последовать рост цен на страхование автомобиля.