Проверка обстоятельств поставок автомобилей Mercedes ряду государственных структур была начата по поручению президента России Дмитрия Медведева. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Кремле.
Напомним, в пятницу, 23 апреля 2010 года, руководитель пресс-центра МВД России Олег Ельников рассказал агентству, что Департамент собственной безопасности ведомства начал проверку «в связи с возможными фактами коррупции во время закупок автомобилей Mercedes».
В тот же день об аналогичной проверке в Гараже особого назначения сообщили РИА «Новости» в центре по связям с прессой Федеральной службы охраны. По информации агентства, распоряжение о проверке отдал директор ФСО Евгений Муров.
Официальный представитель Минобороны России полковник Алексей Кузнецов в субботу, 26 апреля 2010 года, заявил агентству, что ведомство не закупало и не закупает автомобили Mercedes.
Напомним, в марте 2010 года Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам США подали в суд иск против немецкого концерна Daimler, выпускающего автомобили Mercedes. Автопроизводителя обвинили в том, что его представители с 1998 по 2008 год давали крупные взятки госслужащим 22 государств в обмен на получение госзаказов. Среди этих государств фигурировала и Россия.
В начале апреля 2010 года дочки концерна — «Мерседес-Бенц Рус» и Export and Trade Finance GmbH признали факт подкупа чиновников. По информации ряда СМИ, в течение 2000-2005 годов Daimler дал более €3 миллионов взяток российским чиновникам для того, чтобы они обеспечили концерн госзаказами.
Через «Даймлер Крайслер автомобили рус» немецкий концерн продавал автомобили российским государственным структурам, в том числе МВД, Гаражу особого назначения, Вооруженным силам, а также городским властям Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.
При этом заключению контрактов, по версии Минюста США, способствовали взятки, которые представители Daimler давали госслужащим. В ряде случаев намеренно завышалась сумма заказа, и разница между реальной стоимостью и искусственно поднятой поступала в карман чиновников, указанных ими третьих лиц или переводилась на счета подставных компаний в банках Латвии и США. Официально эти расходы списывались по статьям «комиссионные», «скидки» и «непредвиденные траты».
По информации Reuters, в России представители Daimler также давали взятки чиновникам, чтобы при ввозе автомобилей в страну таможенники относились к ним с меньшим пристрастием.
За пять лет общая сумма автомобилей, которые Daimler поставила в Россию, достигла около €1,4 миллиарда. 5% из этой суммы — госзаказы.