HUMMER: продать нельзя ликвидироватьДжиэмовцы разводят руками — HUMMER не продается. Причина проста — нет покупателей. Теперь бренд будет ликвидирован. Сейчас на складах остается более 2000 последних машин, которые будут распроданы со скидками. Стиль милитари нынче непопулярен в США. У Америки — новые герои: президент Обама, который ведет войны за мир, и гибридный хэтчбек Chevrolet Volt, расходующий всего литр на 100 км. Таков печальный финал HUMMER. А история начиналась более чем оптимистично. К середине 70-х военное ведомство США решило, что неплохо бы обновить парк военных автомобилей. Армейские джипы M151, наследники легендарного Willis, были тесными и маломощными. «Носитель вооружения» Dodge WC окончательно устарел. А мобилизованные гражданские внедорожники оказались не в состоянии тянуть лямку. Поэтому в 1979 году был объявлен конкурс на разработку «высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства» — HMMWV (High Mobility Mulipurpose Wheeled Vehicle). Требования к машине были строгие — низкий кузов с короткими свесами на мощной раме независимая подвеска на поперечных рычагах, вес не более 3,4 тонны, дизельный мотор с АКПП. Чудо-вездеход должен был перевозить восемь человек или противотанковую установку, разгоняться до 50 км/ч за 6−8 секунд и иметь запас хода 300 км. Скорость по шоссе — выше 100 км/ч, а по пересеченной местности — 65 км/ч. В финал вышли три компании — AM General, General Dynamics и Teledyne Continental. Причем, фирма Teledyne Continental взяла за основу своего прототипа внедорожник XM966 Cheetah, созданный альянсом американской компании Mobility Technology International (MTI) и итальянского производителя суперкаров Lamborghini. MTI разорилась и была куплена компанией Teledyne Continental. Компания AM General также использовала опыт конкурентов. Ее выбор также пал на среднемоторный прототип, созданный компанией Food Machinery Corporation (FMC). Корпорация FMC в частном порядке сделала довольно удачную модель, но не производственными мощностями для выполнения военного заказа. Обоим прототипам противостоял вездеход крайслеровского оборонного подразделения General Dynamics, разработанный на узлах гражданских машин. Однако Teledyne Continental и AM General вскоре были вынуждены отказаться от среднемоторной компоновки и расположить мотор спереди — передние колеса оказались недогружены, да и компоновка не отвечала нуждам военных. На финальные испытания AM General и Teledyne Continental представили очень похожие друг на друга автомобили. В итоге победа досталась прототипу M 998 компании AM General. Победитель находился в тяжелом финансовом положении и заказ на 55 тысяч вездеходов для армии США в течение пяти лет фактически спас AM General . Лучшей проверкой талантов HMMWV M998, прозванного военными «хамви» (humvee), стала операции «Буря в пустыне». Американцы, увидевшие по телевизору грозные армейские вездеходы, были поражены и в AM General начали поступать заказы от частных лиц. Поэтому в 1992 году начались продажи гражданской версии «хамви» под именем HUMMER (High Utility, Maximum Mobility, Easy Riding — Многофункциональность, Максимальная Мобильность, Легкая Езда). Кстати, одним из первых демобилизованный внедорожник купил Арнольд Шварценеггер. Единственная модель H1 оснащалась турбодизелями V8 и выпускалась с тремя типами кузовов (пикап, универсал и открытая версия) и изначально стоила $40500—54700. А в 2006 году, когда машину было решено снять с производства, цены поднялись до $129399—150975. Даже на гражданке HUMMER H1 оставался огромным, неповоротливым и прожорливым. Интересно, что при проектировании внедорожника в последнюю очередь задумывались об эстетике.Тем не менее дизайн и компоновочные решения HMMWV нашли поклонников. Достаточно посмотреть на гражданский Lamborghini LM002, а также военные ГАЗ-2975 «Тигр» и Renault Sherpa. В 1999 году AM General продала торговую марку HUMMER концерну General Motors, но продолжила выпускать военные и гражданские внедорожники. Джиэмовцы же решили создать новый, меньший по размеру и более комфортный внедорожник, похожий на H1 только внешне. Модель H2 получилась отнюдь не маленькой и весила почти три тонны. Она базировалась на шасси GMT 800, общим с Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. Шестилитровая восьмерка обеспечивала тяжелому внедорожнику приличную динамику, а полноприводная трансмиссия с двухступенчатой раздаткой и блокируемыми межосевым и задним дифференциалами обеспечивала впечатляющую проходимость. Дебют «молотка» №2 сопровождался судебным разбирательством: концерн DaimlerChrysler обвинил джиэмовцев, что хаммеровская решетка радиатора с семью прорезями заимствована у джипов. Суд вынес решение в пользу GM. В 2005 году появился «молоток» поменьше — H3. «Бэби-хаммер» построили на узлах пикапов GMC Canyon/Сhevrolet Colorado. Под капотом стоял бензиновый пятицилиндровый рядный мотор 3.5, а позже — восьмерка 5.3. И H2, и Н3 предлагались в в двух версиях: с кузовом универсал или пикап — куда же в Америке без пикапа. В 2006 году продажи Хаммеров перешагнули отметку 80 тысяч. Но дальше началось падение. Буша сменил Обама. Грянул кризис. Показная воинственность и чрезмерный расход топлива раздражали американцев, которым надоело искать химическое оружие и они увлеклись борьбой с вредными выбросами в атмосферу. Джиэмовцы начали было работу над маленьким по меркам бренда HUMMER внедорожником H4 и даже показали концепт HX с мотором V6 3.6. Но концерн General Motors уже находился на грани банкротства и у бренда HUMMER выбор был невелик — продажа или ликвидация. Покупатель нашелся довольно быстро. Хаммерами заинтересовались китайцы. Фирма Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. автомобилями она не занималась, а выпускала тяжелую технику, промышленное оборудование, дорожные и мостовые конструкции. Стороны договорились о продаже — китайцы получали HUMMER за несерьезные $150 миллионов. Однако сделку заблокировало китайское же правительство — ему не понравился неэкологичный имидж HUMMER. Да и опыт Sichuan Tengzhong в автомобилестроении сочли недостаточным. Больше покупателей не нашлось, и GM приступил к ликвидации бренда. Впрочем, у HUMMER все еще остаются фанаты, которые продолжают надеяться на лучшее. А в России, продажи «молотков» в плюсе — не иначе как берут про запас.
|
|