Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Volvo сGeely со свету

Случилось то, чего ждали, но во что до последнего не верили. Концерн Ford все-таки решил продать Volvo китайцам. Переговоры тянулись очень долго, но в минувшие выходные стороны все-таки пришли к согласию. В итоге китайская компания Geely заплатит за Volvo $1,8 млрд. Но Ford получит деньгами только $1,6 млрд, остальные будут выплачены долговыми обязательствами. Причем значительная часть средств пойдет на уплату долгов и пенсионных обязательств перед работниками шведской компании. Тем не менее, это одна из самых крупных сделок на автомобильном рынке за последнее время. Больше — $2 миллиарда — Ford получил за продажу компании Jaguar Land Rover индийской компании Tata. Для сравнения, компания Spyker приобрела Saab за $200 млн.

Китайцы получают все права на интеллектуальную собственность. Кроме того, Ford будет поставлять для Volvo двигатели и различные комплектующие, а также делиться технологиями и помогать с разработкой перспективных моделей. Руководство Geely собирается потратить на развитие компании почти миллиард долларов и планирует наладить производство шведских автомобилей в КНР. Однако китайцы пообещали сохранить заводы в Швеции и Бельгии. Штаб-квартира Volvo также останется в Гетеборге. Сами шведы были крайне против такой перспективы и хотели европейского хозяина. Тем не менее, фордовское руководство решило по-своему. Ведь в прошлом году Volvo стала самым убыточным подразделением Ford, принеся концерну $653 млн убытка.

«Мне сопутствует удача», — так переводится название компании Geely. Ее основатель Ли Шуфу начинал в середине восьмидесятых с фирмы по выпуску деталей для холодильников. Потом прикупил себе производство мотоциклов и, наконец, занялся автомобилями. Теперь Geely входит в первую пятерку китайских автопроизводителей.
Но в планах компании — ни много ни мало мировое господство. Ли Шуфу, заявил, что его автомобили в скором времени наводнят мир подобно китайским зажигалкам. На прошлогоднем Шанхайском автосалоне Geely показала 22 автомобиля под тремя новыми брендами — Gleagle, Emgrand  и Shanghai Englon. Целый автопаноптикум. Например, под самой люксовой маркой Shanghai Englon (сокращение от England London) будут продавать перелицованную Toyota Corolla девятого поколения, подозрительно похожий на Rolls-Royce седан собственной разработки и… лондонское такси-кэб. Кстати, дожидаясь покупки Volvo, компания Geely решила прикупить производителя лондонских такси, фирму Manganese Bronze, чьими акциями она владела.

Впрочем, место Volvo — вне этой перепутанной иерархии. «Volvo не будет производить Geely, а Geely не будет выпускать Volvo», — заявил Ли Шуфу. Однако ясно, что китайцам от Volvo — больше пользы, чем Volvo от китайцев. Шведские машины славятся своим качеством и безопасностью. На китайском рынке они тоже очень популярны. Удлиненные седаны S80, например, правительство КНР подарило тайконавтам за успешный полет в космос. Сделка получила господдержку, поэтому Volvo может заменить Audi в качестве правительственных автомобилей, предполагает Reuters. Компания Geely заявила, что в 2015 году на китайском рынке будет продано 200 000 автомобилей, почти в десять раз больше, чем в прошлом году.

Кроме того, в распоряжении Geely окажутся самые современные технологии, в том числе и в области безопасности. Если Volvo — эталон безопасности, то Geely как раз наоборот. Это показал разгромный краш-тест откровенно сырой модели Otaka, организованный российским изданием «Авторевю». Автомобиль получил всего лишь 1,7 балла. Сейчас дистрибуцией Geely занимается подразделение компании «Рольф». Рольфовцы сделали ставку на более современные модели MK и FC. Причем производство модели MK начато на заводе Derways в Черкесске. Однако безопасность этих машин не испытывалась по серьезной методике. А хорошие результаты  в тестах C-NCAP, китайского аналога EuroNCAP, могут быть приняты с определенной степенью недоверия. Так что китайцам будет чему поучиться. Впрочем, неизвестно, сможет ли китайская компания с огромными амбициями и беспорядочным менеджментом управлять современным европейским производством автомобилей.

 Первым и до нынешнего времени единственным европейским автопроизводителем, купленным китайцами, стала компания MG Rover. В 2000 году концерн BMW за символические 10 фунтов продал фирму британскому консорциуму Phoenix Consortium, который развалил ее окончательно. В 2005 году роверовское наследство поделили между собой государственный концерн Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) и частный китайский производитель Nanjing Automobile Corporation (NAC). Первому досталась техдокументация на выпуск седана 75 и хэтчбека 25, второму — роверовский завод в Лонгбридже со всей оснасткой.

В итоге обе компании вышли на китайский рынок с одним и тем же автомобилем — седаном Rover 75, который SAIC продавала под маркой Roewe, а NAC — под маркой MG. Однако продажи этих автомобилей не оправдали ожидания. А заявления о выходе на экспортные рынки так и остались заявлениями. Поэтому по заданию партии и правительства SAIC и NAC пришлось объединиться. На прошлогоднем Шанхайском автосалоне показали хэтчбек MG6, нацеленный на европейский рынок. Недавно NAC заявила о том, что готовит еще три спортивных автомобиля под маркой MG. Однако на британском заводе в Лонгбридже пока тихо. Там собирают только родстеры MG TF, и расходятся они плохо.

Впрочем, сделка по продаже Volvo будет окончательно улажена только в третьем квартале этого года. Может, сорвется. Будем держать пальцы скрещенными.