Утилизация ударила по рынку ГерманииВведение премии за утилизацию «автохлама» в Германии тяжело ударило по автомобильному рынку в 2010 году. И теперь в стране, на которую принято было равняться в вопросах поддержания спроса на авторынке, сомневаются, стоило ли вообще затевать утилизационную программу. В России ей едва исполнилось две недели. Германия была одной из первых стран, где для поддержания автопрома была введена утилизационная премия. И одной из немногих, где эта программа дала серьезный эффект. В то время как почти во всем мире продажи автомобилей неизменно падали, в Германии спрос стабильно рос. Удивлял и тот факт, что не самая большая в мире утилизационная компенсация – €2500 – дала такой эффект. Во многих европейских странах владельцам «автохлама» давали в полтора-два раза больше, но остановить падение спроса так и не удалось. За время действия программы около 9 млн немцев получили по €2500 за утилизацию своего старого автомобиля. Благодаря этому Германии удалось не только удержать рынок, но и добиться его роста. Однако, как только программа была отменена, рынок резко начал проседать. Но если в январе падение составило лишь 4,3%, то уже в феврале обрушение составило почти 30%. При этом падение более всего коснулось столь любимых в Европе малоразмерных и компактных автомобилей, которым программа утилизации оказывала максимальную поддержку. Специалисты прогнозируют «черный» год для автопроизводителей. По их мнению, причиной нынешнего кризиса является то, что все, кто хотел избавиться от старой машины и приобрести новую, уже это сделали. И теперь за оставшихся клиентов, которые все еще могут позволить себе новый автомобиль, дилеры должны бороться сами. Скидками, которые по некоторым данным доходят до 20%, различными бонусами и подарками, а также льготными кредитами. Уменьшение количества «автохлама» на дорогах привело к сокращению объемов работы в автомастерских. А это, в свою очередь, как сообщает Deutsche Welle, привело к сокращению их штата, а значит – к росту безработицы. Ну, а рост безработицы сокращает количество потенциальных покупателей новых автомобилей. Вот такая вот незадача. При этом, по сведениям Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в феврале продажи автомобилей на территории Евросоюза выросли на 3%, что является незначительным улучшением по сравнению с показателями предыдущих месяцев. Причина банальна: постепенное иссякание государственных субсидий и окончание утилизационных программ в некоторых странах Европы. По мнению автопроизводителей, в 2010 году европейский авторынок «просядет» на 10%. Независимые специалисты в своих прогнозах не столь оптимистичны. Россию, уже пережившую резкий спуск, судя по всему, вряд ли ждет такое же будущее. Потому как ниже падать уже некуда, а сильно выше теми усилиями, что предпринимает российское правительство, вряд ли можно подняться. Отечественный автолюбитель был поддержан лишь одной утилизационной программой, которая стартовала через год после того срока, как должна была стартовать, а автопром – заградительными пошлинами. Последнее скорее ударило по покупателям, чем помогло продавцам. Даже не принимая в расчет смешную сумму в 50 тысяч рублей (около €1250, что на треть меньше нижней планки в Европе), которую государство выделило каждому владельцу «автохлама», для того чтобы в России серьезно повысился спрос на авторынке, одной программы утилизации недостаточно. В Китае, где рынок за прошлый год вырос на 48%, правительство снизило налог на покупку автомобилей с двигателем менее 1,6 л, снизило транспортный налог, выделило $1,6 млрд на субсидии при утилизации старых автомобилей, а сейчас разрабатывает новую систему автокредитов для стимулирования продаж. В США государство выделило $3 млрд на утилизацию, и более 670 тысяч автовладельцев получили $3500-4500 на покупку новой машины и налоговый вычет на сумму не более $49 500. В Бразилии и Индии, где рынок также остался на плаву, снизили транспортный налог и отменили налог на покупку автомобилей. Российский же рынок, по мнению Ассоциации европейского бизнеса, вырастет максимум на 2,7%. То есть практически ничего не изменится. При этом доля автомобилей, проданных по утилизационным бонусам, в общем объеме составит около 15%. Все дело в ограниченности предложения – сейчас прошедшим через программу утилизации доступно всего лишь 66 моделей автомобилей, причем треть из них – и самая доступная – продукция «АвтоВАЗа». Менять шило на мыло – не вариант. Между тем, свой куш «АвтоВАЗ» все же получит. Компания, отчитываясь об успехах, сообщила, что на 18-е марта зафиксировано уже 49 860 заявок на утилизацию старых автомобилей и приобретение новых автомобилей Lada. «Заключено 2074 договора купли-продажи новых Lada (по госпрограмме утилизации). Прием старых машин и оформление свидетельств на утилизацию старых автомобилей продолжается. Покупатели, сдающие на утилизацию старый автомобиль и приобретающие новую Lada у одного и того же дилера «АвтоВАЗа», экономят 3 000 рублей (не оплачивают сами утилизацию своей старой машины)», – говорится в сообщении компании.
|
|