Техосмотр уходит в частный секторВопрос о том, на кого следует возложить обязанности по техническому осмотру автомобилей, неоднократно поднимался в российском правительстве и Госдуме. Так, еще в феврале прошлого года в правительственной комиссии по обеспечению дорожного движения первый вице-премьер Игорь Шувалов описал задачу подготовки к 2010 году изменений в нормативные акты, касающиеся технического осмотра автомобилей. Контроль над законопроектом тогда взяло руководство Департамента обеспечения безопасности дорожного движения. В то же время главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов заявил, что полномочия проведения технического осмотра автомобилей будут переданы частным лицам. Эту процедуру будут проводить коммерческие организации. Предполагалось, что эти коммерческие организации будут сами оформлять все документы и выдавать талоны техосмотра. С этого момента они будут нести полную ответственность за состояние автомобиля. В ходе рассмотрения законопроекта сразу же возникло много вопросов. Например, сразу стало понятно, что автосервисам нельзя доверять проведение технического осмотра автомобилей, потому что они, кроме этого, оказывают услуги по ремонту автотранспорта. Подобная ситуация, скорее всего, привела бы к тому, что автосервисы стали бы пользоваться таким положением, находя в автомобилях несуществующие неполадки, которые устранялись бы за дополнительную плату. Также оставался открытым вопрос о том, кому же доверить выдачу самого талона о пройденном техосмотре: коммерческим организациям или ГИБДД. Ведь у коммерческой организации нет возможности проверить легальность того или иного транспортного средства. С началом реформирования МВД вопрос о техосмотре снова встал на повестку дня. Президент России Дмитрий Медведев предложил освободить ресурсы МВД для решения более важных вопросов, забрав у ведомства полномочия по проведению техосмотра автотранспорта. При этом ГИБДД, по замыслу Медведева, должна по-прежнему контролировать проведение техосмотра. Поэтому после проработки некоторых моментов Министерство экономического развития подготовило для рассмотрения в Госдуму обновленный законопроект о передаче функции технического осмотра автомобилей из ГИБДД частным компаниям. Основная идея документа — борьба с коррупцией в существующей системе. Согласно новому законопроекту, компаниям, проводящим техосмотр, запретят параллельно заниматься ремонтом автомобилей и возложат на них ответственность за ДТП, если оно произошло из-за неполадки, не выявленной при техническом осмотре. Законопроект «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств РФ» был подготовлен в Министерстве экономического развития по поручению Комиссии по безопасности дорожного движения. Согласно проекту, проведение технического осмотра будет возложено на аккредитованные организации, которые обладают специализированным оборудованием и являются членами саморегулируемой организации. Как пояснил Андрей Шаров, директор департамента Минэкономразвития, компании сами будут выдавать талон о прохождении технического осмотра, а новые автомобили будут получать его автоматически при постановке на учет. Цены за прохождение технического осмотра должны определяться индивидуально самими регионами, но по единой федеральной методике. Подобная система должна пресечь попытки образования монополий и завышения цен. «Законопроект вступит в силу с 2011 года. До этого времени граждане вправе сами выбрать, проходить техосмотр в ГИБДД или в коммерческой организации», — пояснил Шаров. По данным Союза автомобилистов России, в 2006 году около 63% автовладельцев прошли технический осмотр автомобиля благодаря связям либо взятке. Сегодня ситуация и того хуже. «Средняя стоимость техосмотра — 120-160 рублей, в Москве — 520 рублей, а среднее «вознаграждение» за талон техосмотра без предоставления автомобиля составляет в Москве порядка 6 000 рублей», — сообщил председатель движения Виктор Похмелкин. «Если процедура прохождения техосмотра у частных компаний станет удобной и комфортной для конечного потребителя, то отпадет необходимость давать взятку. Благодаря законопроекту в России появится больше станций технического осмотра автомобилей, уменьшатся очереди, а также возрастет качество обслуживания клиентов», — считает Шаров. По словам генерального директора объединения автосервисов «Техэксперт» Сергея Зайцева, ГИБДД нужно исключать из системы, иначе коррупция останется на прежнем уровне. «Чтобы подобный бизнес был рентабелен хотя бы на уровне 20%, необходимо, чтобы стоимость техосмотра была на уровне 800-1000 рублей, — говорит он. — Только в этом случае можно будет ожидать поток инвестиций, и только тогда компании смогут погасить кредиты за купленное ими дорогостоящее оборудование, не прибегая к незаконным методам получения денежных средств». Для контроля за саморегулируемыми организациями будет создан специальный уполномоченный орган, который будет определен правительством. Этот орган будет содержать специальный стабилизационный фонд, исходя из расчета в 200 000 рублей с каждой компании. В случае дорожно-транспортного происшествия, совершенного по вине компании, проводившей техосмотр, автовладелец сможет на законных основаниях получить компенсацию из этого фонда. Максимальный размер компенсации не превысит 600 000 рублей, однако эта цифра может быть откорректирована отдельно в каждом регионе. «Конечная цена за прохождение технического осмотра автомобиля будет определяться субъектом федерации, однако мы рассчитываем на то, что она не превысит действующих тарифов», — надеется Шаров. После ознакомления с законопроектом департамент транспорта и связи Москвы предложил еще более резкую меру. Суть заключается в полном упразднении процедуры прохождения техосмотра транспортных средств и выдачи техталона. По заявлению руководителя департамента, каждый автовладелец должен сам следить за состоянием своей машины и регулярно посещать станции технического обслуживания либо проходить в компании-дилере гарантийный осмотр. По его мнению, процедура техосмотра в нынешнем виде полностью себя изжила. Несомненно, с коррупцией в рядах ГИБДД нужно бороться. И решение отнять у них право на проведение техосмотра автомобилей является, возможно, правильным. Однако необходимо учитывать, что после передачи прав на техосмотр частным компаниям цена на него вырастет от 2 до 10 раз, иначе мало кто согласится заниматься подобным бизнесом. Кто же мешает давать взятки частным компаниям? А им это будет невыгодно. Если на частные компании ляжет ответственность за проводимый технический осмотр автомобиля и если им придется выплачивать компенсации водителям, по их вине попавшим в аварию, то взятки приведут просто к убытку. Конечно, получение компенсации в этом случае будет зависеть от того, сможет ли водитель доказать вину компании, проводившей техосмотр, однако вопрос о взятках будет закрыт. Тем не менее, вовсе отменять процедуру техосмотра не стоит. Иначе на дорогах в разы увеличится количество транспортных средств, не пригодных и опасных для эксплуатации.
|
|