Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

В прокат или на такси?

В крупных городах существует стереотип, согласно которому каждый взрослый семейный человек обязан иметь автомобиль. Отсутствие оного вызывает недоумение: на чем ездить раз в неделю в гипермаркет за покупками? Как увезти тещу с собакой на дачу? А как же ежедневные поездки на работу? Последний пункт довольно спорный – пробки и дороговизна бензина вынуждают большинство автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт. А вот в зависимости от первых двух пунктов, в совокупности с интенсивностью поездок на машине, зависит решение о необходимости покупки машины. Зачем, спрашивается, человеку машина, если у него под боком станция метро, продуктовый магазин через дом, а до дачи час на электричке?

В каждом дворе есть такой сосед, которому автомобиль нужен, видимо, только для статуса, и выезжает он на нем раз в неделю в «Ашан», и летом раз в две недели на дачу. В остальное время его машина «пылится» на парковке, теряя с каждым днем в цене. Но, несмотря на скудный автомобильный опыт, сосед должен ежегодно платить транспортный налог, покупать полис ОСАГО и, скорее всего, КАСКО. Лучшее, что ждет эту машину, – она перейдет в пользование младшего поколения или будет продана.

Понятное дело, что оставаться совсем «без колес» в мегаполисе невозможно. Но есть и альтернатива личному транспорту – такси и прокат. С такси все более-менее ясно: этот вид транспорта удобен только для разовых поездок из-за своей дороговизны и некоторых ограничений. В Москве поездка на такси в гости к друзьям в пятницу вечером обойдется в 500 – 1000 рублей. При этом не факт, что машина подъедет вовремя или, например, в ней окажется подходящее детское кресло. Прокат автомобилей в России распространен недостаточно широко. Наши соотечественники еще не распробовали на вкус эту европейскую услугу. Сложно переварить то, что у клиента не болит голова о страховке, постановке на учет, прохождении техосмотра, хранении и техническом обслуживании машины. Он платит лишь за предоставленную услугу.

Стоимость аренды автомобиля без водителя в Москве варьируется от 600 до 10 000 рублей за сутки, в зависимости от производителя и класса транспортного средства. Но вместе с посуточной оплатой арендатор должен внести залог, который прокатная компания требует для гарантии соблюдения всех правил, таких как возврат чистого автомобиля с полным баком. В некоторых случаях залог является франшизой: в зависимости от условий компании, клиент в случае порчи автомобиля может распрощаться со всей внесенной суммой. Залог/франшиза тоже зависит от класса автомобиля, возраста и стажа клиента, он варьируется от 3 000 до 30 000 рублей.

Чем дольше машина в аренде, тем дешевле ее суточная стоимость. День езды на автомобиле эконом-класса (Renault Logan, Skoda Fabia, Chevrolet Aveo, десятое семейство ВАЗа) обойдется в 1 000 – 1 600 рублей. В течение двухнедельной эксплуатации плата за день сократится на 200 – 400 рублей. Помимо суточной аренды, в прокатных компаниях предлагаются программы «рабочая неделя», week-end и т. д. Прокат автомобиля на выходные (с пятницы по понедельник) выйдет в 3 000 – 7 000 рублей, в зависимости от престижности марки и вместимости салона.

Одно из преимуществ проката в том, что автомобилист не будет испытывать мук выбора, а просто отдаст предпочтение наиболее понравившемуся внешне и финансово варианту. Машины на выбор все свежие, не старше 3-4 лет. Здесь не нужно пытаться соблюсти универсальность, чтобы «и в городе припарковаться, и на рыбалку съездить», а всего лишь выбрать машину для той или иной цели. На дачу за картошкой можно съездить и на «десятке», встретить тестя в аэропорте – на Renault Megane, а на экскурсию по городам Золотого кольца – на Volkswagen Passat. Не говоря уже о быстроте оформления заказа: после предварительного звонка в пункт проката клиенту остается только приехать, подписать заполненные документы и забрать автомобиль.

Но есть и существенные минусы, которые удивят людей, привыкших пользоваться арендой машин в Европе. Пробег в большинстве случаев ограничивается, и за его превышение приходится платить. Особенно грешат этим столичные прокатные компании, которые запрещают выезжать на машине за пределы Московской области. Забирать и сдавать автомобиль нужно в одном и том же месте. Если клиент захочет уехать на машине из аэропорта, или наоборот – оставить ее там, это выйдет ему в копеечку. В Америке, например, автомобиль можно взять в одном штате, и оставить его в другом, не переплачивая за километраж и пересечение границ округов.

Если со временем прокатные компании будут пересматривать условия работы с физическими лицами, основываясь на примере европейских коллег, то этот вид транспортных услуг у нас будет более популярен. А пока арендовать автомобиль могут себе позволить в основном те, кто имеет возможность купить машину, но не имеет желания, и те, у кого машина есть, и они ни дня не могут без нее прожить.