Альтернативные источники топлива: газНа днях случилось нам попасть на пресс-конференцию, инициированную немецкими компаниями Volkswagen AG и «E.ON Ruhrgas AG». Что касается первой, то здесь все понятно, а вторая компания – это аналог нашего ОАО «Газпром». Поводом для встречи стало завершение автопробега из Германии в Россию трех автомобилей VW Caddy EcoFuel, использующих природный газ в качестве основного топлива. Причиной для этой акции, стало желание Ruhrgas продемонстрировать то, что природный газ в качестве топлива сможет выдержать конкуренцию на мировом рынке. Но сначала немного об автопробеге… Путешествие началось в Ганновере, где расположено предприятие Volkswagen, выпускающее коммерческие автомобили, далее через Берлин и Познань, через Варшаву и Минск, минуя Смоленск, три автомобиля VW Caddy EcoFuel, преодолев расстояние более 2 000 километров, прибыли в Москву. Маршрут Caddy EcoFuel проходил вдоль линии одного из основных газопроводов, снабжающих Германию природным газом, более одной трети которого импортируется из России. Несмотря на то, что инфраструктура газозаправочных станций в Польше, Белоруссии и России ещё не соответствует западным стандартам, автомобили Caddy EcoFuel убедительно доказали, что большие расстояния с использованием только природного газа не представляют собой сложностей. В пути не возникло ни технических проблем, ни трудностей со снабжением автомобилей Caddy EcoFuel природным газом. И так, немецкие друзья в лице Volkswagen AG и «E.ON Ruhrgas AG» решили доказать нам, что газ – это реальный заменитель топлива, который практически ни чем не уступает традиционному бензину. Но при этом нужно помнить, что использование природного газа отнюдь не «ноу хау». Газ уже давно применяют как на отечественных автомобилях, так и на иномарках. Газовое оборудование можно установить абсолютно на любой двигатель внутреннего сгорания, при этом бензин также останется при деле и в случае окончания подачи газа, можно с легкостью перейти на бензиновое топливо и продолжить движение. Caddy EcoFuel в этом смысле не исключение, помимо газовых резервуаров в нем установлен бензобак емкостью 11 литров. Из плюсов автомобилей работающих на газу можно выделить несколько основных: повышение ресурса двигателя за счет более равномерного сгорания, более экологичный выхлоп и низкая, по сравнению с бензином, стоимость и расход. Но нельзя забывать и о минусах использования природного газа, их тоже хватает: в мороз на газу можно и не завестись, автомобилю на газу нужно будет чаще проходит ТО, на предмет наличия конденсата, замены фильтрующих элементов и т.д., а самое главное – катастрофическая нехватка заправочных станций в нашей стране. Как раз с решением последней проблемы и поделились с нами представители Ruhrgas. До сих пор распространению на международном рынке автомобилей с газовым двигателем препятствовало недостаточное количество автозаправок. Если этот недостаток, отражающийся на конкурентоспособности, удастся преодолеть путём повсеместной установки автозаправок, на пути широкого распространения автомобилей с таким двигателем по всей Европе препятствий не будет. По прогнозу Международного Энергетического Агентства (IEA) природные энергоносители не потеряют своей ключевой роли в глобальном энергоснабжении на протяжении последующих десятилетий. Эксперты ожидают постепенное смещение долей во всемирной структуре энергетики. В то время, когда в будущем нефть постепенно начнёт терять своё значение, природный газ обретёт более важную роль в энергоснабжении, так как он является природным энергоносителем с наибольшим потенциалом роста. Вопреки часто высказываемым опасениям, запасов нефти, природного газа и угля хватит ещё на десятилетия. Однако по оценке главы Федерального управления геологии и природных ресурсов Германии (БГР), профессора Бернхарда Штрибрны (Bernhard Stribrny), годовая добыча нефти в мире, включая и использование нетрадиционных нефтяных запасов, может достичь наивысшей точки к 2030 году, добравшись до отметки пяти гигатонн. Намного благоприятней выглядит ситуация на глобальном рынке природного газа. По расчётам БГР, при неизменном расходе имеющихся запасов, исчисляющихся в 176 млрд. куб. м, природного газа хватит более чем на 65 лет. Кроме того, БГР исходит из того, что в мировом масштабе газовые ресурсы исчисляются в 207 млрд. куб. м, не считая нетрадиционных месторождений. Природный газ может способствовать разрешению этого вопроса при условии экологичного использования. Из всех ископаемых энергоносителей природный газ меньше всего загрязняет окружающую среду. Кстати, именно эта его особенность повлияла на решение германского Бундестага установить налоговую льготу на природный газ, применяемый в качестве топлива, вплоть до 2018 года. Газовая промышленность Германии инвестирует в развитие газовых заправочных станций в общей сложности 250 миллионов евро. По всей Германии находятся в эксплуатации примерно 700 газораздаточных колонок. К 2008 году водители смогут заправиться природным газом уже на 1000 автозаправочных станциях. В том, насколько эти инвестиции эффективны, можно убедиться уже сейчас. Количество автомобилей с газовым двигателем в 2005 году возросло на 40 процентов. Всего на территории Германии зарегистрировано 45 000 таких автомашин. По плану к 2012 году на германских улицах будут ездить 500 000 автомобилей на природном газе. Дабы подтвердить радужные перспективы газового будущего Ruhrgas и организовал вышеупомянутый пробег, а в качестве средств передвижения «немецкому Газпрому» больше всего подошли именно VW Caddy EcoFuel. На этом автомобиле установлены четыре резервуара для природного газа, которые расположены под днищем автомобиля и не влияют на ходовые качества. При полном заполнении бака (26 килограмм природного газа) автомобиль преодолевает в среднем расстояние в 440 километров – больше, чем какой-либо из автомобилей конкурентов. Как упоминалось выше, у Caddy EcoFuel имеется бензобак ёмкостью 11 литров, который служит резервом на случай, если не хватит топлива до следующей заправочной станции с природным газом, а также для холодного старта. Переключение на обычное топливо производится автоматически при пустом газовом резервуаре (остаточное давление примерно 10 бар) и указывается на дисплее специального топливного счётчика. Для достижения оптимального коэффициента полезного действия в газовом режиме работы квази-моновалентный мотор имеет высокую степень сжатия в 13,5:1. Мощность 2,0 литрового двигателя, который рассчитан на газовый режим работы, составляет 80 кВт/109 л.с. Один из основных вопросов, встающих перед пользователями автомобилей на газу – безопасность. Здесь, по заверению представителей Volkswagen AG не о чем беспокоится. Все компоненты оборудования для природного газа прошли жесткий контроль безопасности. Электронные запорные клапаны препятствуют утечке газа. Вентили баллонов наряду с электромеханическими запорными клапанами снабжены интегрированным термопредохранителем и ограничителем расхода газа, препятствующим бесконтрольному падению давления при повреждении провода. В первый из четырех газовых баллонов, располагающихся под полом кузова автомобиля - дополнительно к запорному клапану, интегрированному в подключение для заправки топливом, встроен ещё один резервный запорный клапан. Он препятствует обратному оттоку газа из баллона. Таким образом, различий в надежности по сравнению с автомобилем на чистом дизеле или бензине нет. С этим нельзя не согласиться, но вот при внештатной ситуации, к коей относится ДТП, уверенности в такой надежности нет, ведь резервуары с газом находятся под большим давлением. Хотя, независимых тестов никогда не проводилось, VW уверяет нас в полной безопасности своего детища… Однако ситуация в России с газом пока еще далека от идеальной. Первые сети так называемых многофункциональных автозаправочных станций, предлагающих альтернативные виды топлива, в частности газ, появились в Москве в 1996 году. Но до сих пор ни одна компания не стремится выходить на федеральный уровень и строить сеть таких заправок. По данным столичного Департамента транспорта и связи сейчас в Москве работает около 40 пропановых и около 15 метановых АЗС. Российский потребитель не готов встать в очередь на газовую автозаправку лишь бы сохранить экологию города и страны в целом. Нам, как и всем в мире, нужен комфорт и удобство, а именно этого сейчас не хватает для полноценного перехода на автомобили, потребляющие газ. Тем не менее, Volkswagen планирует начать полномасштабные продажи коммерческого транспорта, передвигающегося на газовом топливе, и первым среди всех станет именно Caddy EcoFuel, цена которого составит $23 210 за базовую комплектацию. Говоря о газе как о топливе, нельзя забывать, что опыт, накапливаемый при долгосрочном эксплуатировании автомобилей с газовым двигателем и соответствующих автозаправочных станций, может стать бесценным в будущем. Природный газ считается энергетическим ресурсом, прокладывающим мост к так называемой водородной экономике. Применение в автомобильных двигателях концентрированного природного газа может заметно облегчить переход к автомобилям, двигатели которых будут работать на водородном топливе.
|
|