Китайцы спустятся с горЕдинственный в мире карачаево-черкесский автозавод Derways запустил производство китайских автомобилей по полному циклу. Планы поистине наполеоновские: 25 000 авто в этом году и 100 000 — к 2014 году. Инвестиции в новую сборочную линию с участками сварки и окраски составили $85 миллионов. Китайская экспансия, похоже, остановлена. Проблемы с запчастями, надежностью, качеством обслуживания подорвали народную веру в чайнамобили. Оказалось, что не бывает дешевых, неплохо оснащенных и одновременно надежных автомобилей. Кризис окончательно добил китайцев, ударив прежде всего по потенциальным покупателям автомобилей за 300 тысяч. Кроме того, заградительные пошлины в 5 тысяч евро на ввоз кузовов ударили по крупноузловой сборке (SKD) «китайцев» российскими предприятиями. Не успели мы научиться отличать Hafei от Brilliance и Huanghai от Changfeng, как они ушли с рынка. Прошедший год был успешен только для марки Geely (+103%), дистрибуцию которой в России осуществляет «Рольф». Но успех вынужденный: компании пришлось по дешевке распродавать стоковые автомобили. Завод Derways возник в Черкесске стараниями местных ликеро-водочных олигархов братьев Дерев. Они очень хотели выпускать автомобили. Неважно какие. Сначала завод производил внедорожник собственной конструкции Cowboy на шасси румынского вездехода ARO-244. Но румынское предприятие вскоре развалилось, да и качество поставляемых комплектующих было крайне неважным. Потом на Derways была организована сборка китайских внедорожников-клонов. Например, Derways Shuttle напоминал Toyota Land Cruiser Prado, а Derways Aurora — дорестайлинговый SsangYong Rexton. Однако и эта идея успеха не имела. В 2007 году на маленький черкесский завод, собирающий от силы восемь тысяч автомобилей в год, обратил внимание мультибрендовый дилер «Автомир». Он как раз собирался заняться «китайцами» и вел переговоры с несколькими компаниями. Выбор пал на частную компанию Lifan, известную своими мотоциклами и только что выпустившую свой первый автомобиль на платформе старого Citroen ZX. Машина российским представителям понравилась. Кроме того, китайская компания была заинтересована в локальной, российской сборке своих автомобилей. В качестве производственной площадки был выбран Derways, причем руководство карачаево-черкесского завода было согласно самостоятельно вкладывать деньги в постройку нового завода. «Автомир» же занимался построением дилерской сети. В июле 2008 года состоялось открытие нового производства, мощностью 20-25 тысяч автомобилей в год. А запуск покрасочных и сварочных цехов был намечен на первый квартал 2009 года. Однако продажи автомобилей Lifan оказались не настолько высокими. Потом грянул кризис, и «Автомиру» пришлось приостановить сборку автомобилей до полной распродажи запасов. А потом и вовсе заморозить проект Lifan. В итоге в 2009 году Derways собрал всего 865 автомобилей из остатков машинокомплектов. Тем не менее, заводу удалось достроить линию по производству полного цикла и увеличить персонал с 500 до 700 человек. Кроме того, с начала года Derways стал дистрибьютором автомобилей Lifan. Кроме того, подписан контракт с китайским подразделением «Рольфа» компанией Red Dragon о сварке и окраске седанов Geely MK и Vision. В этом году планируется выпустить 17 тысяч машин марки Geely, семь тысяч седанов и хэтчбеков Lifan Breez, а также новая модель Lifan 620. Производство последней начнется уже в этом месяце, и дилеры уже принимают на нее предварительные заказы. Седан класса C+ с двигателем 1,6 стоит от 375 000 рублей. В комплектации есть кондиционер, две подушки безопасности, электростеклоподъемники, аудиосистема, ABS+EBD. Гарантия — 2 года или 50 000 км пробега. Кроме того, весной Derways собирается начать полномасштабное производство китайского внедорожника Great Wall Hover. А летом обещает организовать производство автомобилей Haima (лицензионные Mazda 323) и Chery M11. Сколько собираются выпустить этих машин, пока неизвестно. Таким образом, карачаево-черкесское предприятие станет крупнейшей в России сборочной площадкой китайцев. Причем на его мощностях будут производиться и прямые конкуренты — Geely MK и Lifan Breez, Geely Vision и Lifan 620. Сейчас единственный «китаец» с российской пропиской, Chery Fora, производится на мощностях «ТагАЗа» под псевдонимом Vortex Estina. «Автотор», АМУР и другие сборку китайских автомобилей давно остановили. Перспективы черкесского производства туманны. Однако полномасштабное производство поможет сдерживать рост цен на автомобили. К тому же у «китайцев», произведенных в России по полному циклу, теоретически есть шансы попасть в программы льготного кредитования. Однако производственные планы завода Derways явно превосходят спрос. За прошедший год на российском рынке удалось продать 7681 Geely, 5922 Vortex Estina, 4914, Chery, 2673 Lifan, 1001 BYD, 2490 Great Wall. По сравнению с 2008 годом продажи почти всех чайнамобилей упали, больше всех просели Great Wall (–70%) и BYD (–81%). Geely закончила в плюсе, но все же результат 2009 года небольшой. И это при том, что цены на автомобили были крайне низкими. Например, Geely MK продавали за 269 тысяч, а Vision — за 349 тысяч рублей.
|
|