Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Покидание места ДТП: а было ли столкновение?

Казалось бы, подставы на дорогах канули в Лету вместе с введением ОСАГО. Но, видимо, кризисное время сказалось на профессионализме преступников – и в правилах страхования они нашли лазейку для набивания своих карманов. Причем суммы за одну аферу порой достигают нескольких десятков тысяч рублей.

Главное и самое важное правило страховых компаний – всегда оформлять даже незначительные аварии. Решение вопроса на месте, чтобы сэкономить время пострадавших, может обернуться для виновника или жертвы подставы расставанием с водительским удостоверением или кругленькой суммой денег. Поэтому лучше не лениться и фиксировать ДТП, чтобы не удивляться потом звонкам из ГИБДД с просьбой приехать в группу разбора.

У подставы с вымоганием денег за покидание места столкновения есть три самых распространенных сценария. Первый: водитель совершает маневр на своем автомобиле и, пока его внимание отвлечено, из появившейся из ниоткуда машины в автомобиль жертвы летит небольшой предмет, который имитирует звук удара (картошка, пластиковая бутылка, камень, мыло). Затем мошенники обгоняют и прижимают «виновника» к обочине и начинают убеждать, что он покинул место ДТП, проехав несколько метров. Подельники в это время могут незаметно поцарапать автомобиль жертвы в том месте, которым он якобы задел машину преступников.

Второй сценарий: покидающего парковку автомобилиста останавливают и заявляют, что он, выезжая, повредил чужой автомобиль и пытался скрыться с места аварии. И снова главным доводом преступников становится то, что виновник покидает место происшествия. Его запугивают вызовом сотрудников ГИБДД с последующим лишением «виновника» водительского удостоверения. Тут же предлагается решить конфликт на месте и озвучивается сумма ремонта.

Третий сценарий довольно дерзкий: автомобилиста «пасут» пару дней, отмечая, в каких местах он оставлял свою машину, после чего ему на мобильный звонит незнакомый человек, который утверждает, что нашел на стекле своего поцарапанного автомобиля записку с номером того, кто его задел. Недоумевающая жертва начинает отрицать свою вину, на что в ответ звучит предложение разойтись миром, передав ему деньги на ремонт, и чем скорее, тем лучше. В противном случае аферисты грозятся лишением прав, подкрепляя свои слова наличием свидетелей ДТП.

Согласно правилам ОСАГО и КАСКО, при страховом случае в первую очередь нужно вызывать сотрудников ГИБДД и оповестить о случившемся страховую компанию. До прибытия автоинспекторов место аварии покидать запрещено, автомобили должны находиться в том же положении, в котором они столкнулись. Так, правоохранительные органы смогут запечатлеть наиболее точную картину происшествия. Затем водители оформляют извещение о ДТП (этот бланк прилагается к полису ОСАГО) и при необходимости получают у автоинспекторов справку формы №12 для страховой компании с описанием повреждений.

Мошенники запугивают жертву нарушением части 2 статьи 12.27 КоАП – оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, которое влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток. Для обладателей полисов КАСКО у преступников есть еще один аргумент для давления: они запугивают тем, что страховая откажет в возмещении ущерба по той же причине – покидание места ДТП. Не столь важно, через сколько метров автомобиль остановился после столкновения, значение имеет то, что водитель вызвал сотрудников ГИБДД и оповестил страховую компанию о произошедшем, выполнив этим самым основные действия при страховом случае.

Если вы стали виновником ДТП, но не хотите его оформлять, а второй участник, не вызывающий подозрений, согласился на небольшое вознаграждение и готов разъехаться миром, попросите его уехать первым с места происшествия. Для успокоения можно написать взаимные расписки, в которых будет указано примерно следующее: «Водителям показалось, что в результате возможного столкновения их автомобили получили повреждения, но при осмотре машин никаких следов, указывающих на столкновение, обнаружено не было. Факт произошедшего ДТП не выявлен, поэтому обе стороны претензий друг к другу не имеют. Необходимости в вызове сотрудников ГИБДД нет, в связи с чем водители продолжили движение». Таким образом, впоследствии доказать факт ДТП будет практически невозможно. Но эта схема должна применяться только в том случае, когда вы уверены в своей виновности и готовы решить вопрос на месте без боязни, что, как только вы скроетесь из виду, пострадавший вернется на место ДТП и вызовет автоинспекторов.

Избежать подобных неприятностей можно, лишь следуя одному правилу – вызывать автоинспекторов и фиксировать факт ДТП. Придется потерять время, но это небольшая плата за отсутствие нервотрепки с группами разбора и судами. При сравнении двух автомобилей будет выяснено, что столкновения между ними не было, и мошенники, зная это, просто уезжают от несостоявшейся жертвы – они не хотят «светиться» перед сотрудниками правоохранительных органов.

По такому же принципу надо действовать со звонками от неизвестных пострадавших: не соглашаться на передачу денег за ремонт, а предложить разъяснить ситуацию в группе разбора. Можно пригрозить ходатайством о проведении экспертизы для установления обстоятельства, подтверждающего факт столкновения, на которой будут сравнивать повреждения автомобилей. Мошенники, поняв, что денег им не получить, повесят трубку.

Главное не теряться и не реагировать на давление со стороны «пострадавшей» стороны. Если второй участник ДТП слишком настойчив или вызывает сомнения, лучше дожидаться сотрудников ГИБДД, запершись в машине, и не соглашаться на предложения решить все на месте.