Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Дальнобойщики: жизнь за рулем

Огромные грузовики рассекают просторы нашей Родины, не обращая внимания на мельтешение вокруг них. Вроде и ездят «легковые» автомобилисты с ними рядом, а все равно дальнобойщики словно живут в своем мире. Водитель дальнего следования Александр не без самоиронии, присущей большинству дальнобойщиков, рассказал Avto.ru о своей работе.

Водительский стаж Александра насчитывает четырнадцать лет. За руль многотонного МАЗа он сел полтора года назад и ежемесячно выезжает в дальние рейсы (Великий Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Краснодар). Это не первое его знакомство с грузовиками: когда Александру было четырнадцать лет, он ездил на работу со своим отцом, механиком в ОТК в МосХлебТрансе. Уже тогда он ездил за рулем ЗИЛов, ГАЗов и прочих грузовиков и постепенно освоил технику езды на крупногабаритных машинах.

Специфику работы на грузовиках Александр знал с детства, поэтому, сев за руль вверенного ему на работе МАЗа, он быстро влился в рабочий ритм. Сначала слушал разговоры коллег по рации СВ-диапазона, а затем и сам стал общаться в канале. «Основная проблема в поездке на дальние расстояния – когда не знаешь, где хорошая заправка и кафе и где не опасно остановиться переночевать. Ребята все мне рассказали по рации, и первый рейс прошел успешно, как и последующие», – вспоминает Александр.

Водитель несет материальную ответственность за груз. Чтобы он всю дорогу лежал в сохранности, перед каждой поездкой, помимо проверки технического состояния, нужно не лениться и проверять заодно герметизацию прицепа. Груз на стоянках украсть не пытаются, а мелких воришек интересуют деньги на солярку. Например, на поездку в Краснодар уходит около 30 000 рублей (солярка, еда) – есть чем поживиться. За грузами охотятся преступники другого масштаба, они готовятся к операциям заранее, по чьей-то наводке. Но особо важные грузы обычно сопровождает охрана, к ним просто так не подкатишь. Вероятно, многие вспомнят фильм «Форсаж», где герои ловко и незаметно для водителя отстегивали прицеп с грузом. Александр лишь усмехнулся, сказав, что это выдумки – в обычной жизни с грузовиком равняется легковушка, из которой на дальнобойщика направляется оружие, и его заставляют прижаться к обочине. Затем его в лучшем случае выгоняют из кабины.

Во время первой командировки в Питер, когда Александр встал на ночь на охраняемой стоянке под Тверью, дальнобойщика разбудил странный шум. Стоянка оказалась не такой уж безопасной – в кабину пытались проникнуть воры. Сейчас он знает все необходимые точки на своих маршрутах и дает дельный совет всем автомобилистам: «Если вы подыскиваете место заправки, перекуса или ночлега на трассе, остановите свой выбор на том месте, где стоят фуры». К качеству бензина это может не относиться, но солярка точно не подкачает. Хотя он и сам однажды зимой залил в МАЗ плохую солярку, и ночью двигатель стал глохнуть, его спас припасенный на такие случаи антигель. Оказывается, на заправке вместо зимнего дизеля залили летний, и на морозе он загустел.

Времена лихих 90-х канули в Лету, сейчас уже к дальнобойщикам не подходят бравые ребята с битами, пытаясь выяснить, «чей груз, куда везешь» и «кто твоя крыша». А если и отваживается какая-то шпана поиграть в героев боевиков, то на них просто не обращают внимания.  Хотя коллеги Александра, вернувшиеся из рейса в Мурманск, рассказывали, что на северных дорогах пока главенствует беспредел. Вспоминается еще один фильм, в котором показывали дальнобойщиков, – «Бумер». Вот там режиссер попал в точку – водители грузовиков действительно стоят друг за друга горой и могут оказать достойный отпор даже отъявленным бандитам. Однажды Александр нарвался на нервного водителя: после Ростова был ремонт дороги, а справа по обочине всех объезжал автомобиль, который попытался втиснуться в ряд перед его грузовиком, но из-за собственной неосторожности чуть не свалился в кювет. Водитель решил отыграться на грузовике – догнал его, высунул из окна руку с травматическим пистолетом, выстрелил и уехал. Хорошо, что пуля попала в дверь и оставила лишь небольшой отпечаток, дальнобойщик даже не стал вызывать милицию из-за маленькой вмятины.

Зато о сериале «Дальнобойщики» Александр отзывается с иронией: «Конечно, это сказка. Чтобы был интересный сюжет, с ними в каждой поездке случается какая-то история. Но совершенно неправдоподобно, например, что они могут отстегнуть прицеп с грузом и отлучиться к кому-то на помощь – кто же бросает ценный груз посреди трассы? Или когда они помогают своему коллеге быстро и без потерь собрать рассыпавшийся по дороге груз. Однажды я видел, как перевернулась фура, груженная ящиками с апельсинами. Водитель не успел и глазом моргнуть, как их стали растаскивать, ему оставалось лишь махнуть рукой, мол, битые ящики разбирайте, а целые не трогайте».

Со служителями закона отношения складываются довольно гладко, хотя и бывают исключения. Например, один из воронежских постов имеет дурную славу среди дальнобойщиков: при норме в 13 600 килограмм даже 10-тонники не могут пройти весовой контроль. За «перегруз» приходится платить 500 рублей, и знающие люди готовят деньги заранее. Зато в остальных случаях водителей большегрузов останавливают редко – с документами у них все в порядке, торопиться некуда, да и про засады в кустах предупреждают заранее по рации. «В Москве за превышение скоростного режима на 18 км никто не остановит, а в Краснодарском крае – моментально. Просто не стоит торопиться и нарушать».

Вопрос о соседстве с легковыми автомобилями вызвал ухмылку: и тем и другим есть на что пожаловаться. Грузовики намного тяжелее легковушек, они более шаткие, угол поворота у них намного больше. Разгоняются они медленно и так же медленно останавливаются. Поэтому на фурах тяжело ездить в городе, особенно в пробке, где прыткие «малолитражки» пытаются проскочить в любое освободившееся «окно», невзирая на особенности тормозного пути грузовиков. «Моему трехосному 14-тонному МАЗу для разворота требуется четыре ряда. Тормозной путь у груженой 24-тонной фуры на 60 км/ч составляет не менее 50 м, и это в случае, если у нее исправна тормозная система», – сетует Александр.

В правительстве идут разговоры об обязательном оборудовании грузовых автомобилей тахографами. Это прибор, фиксирующий скорость, время в пути, время простоя и прочую дорожную информацию. Так можно отследить, не нарушал ли водитель скоростной режим и сколько он проехал километров между остановками на отдых. По правилам за рулем положено проводить не более восьми часов или проезжать не более 500 км, а дальнобойщики сидят по 10-15 часов, проезжая 1000-1500 км. Конечно, работодателю это невыгодно, да и на зарплате водителя это существенно скажется. Но и в этом вопросе русские умельцы найдут выход.

Работа водителем большегрузного автомобиля – это не просто профессия, а образ жизни. Каждый рейс – отдельная история, постоянная смена обстановки, жизнь на колесах. Далеко не каждый способен выдерживать такие моральные и физические нагрузки, и в большинстве своем дальнобойщики – это спокойные и мудрые мужчины, готовые прийти на помощь незнакомому коллеге и найти выход из безвыходной ситуации.