Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Зеркала: хорошо отражать сложно

Зеркала уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Сначала, безусловно, на них обратили внимание женщины. Потом, по мере автомобилизации, они стали необходимы как воздух и для мужчин.

По мере увеличения количества машин на дорогах возникал и дополнительный функционал, казавшийся раньше совершенно ненужным. На первых автомобилях не было даже тормозов. Со временем, конечно, все появилось. И тормоза, и фары, и поворотники, и остальное. Время идет, все совершенствуется. Не обошел научно-технический прогресс и зеркала заднего вида. В крупных городах без них вообще никуда – жизненно необходимы. При перестроении и динамичном движении в особенности. Можно, конечно, крутить головой, собираясь перестроиться, но быстро устанет шея, и есть серьезный риск въехать в зад впередиидущей машине. Зеркала позволяют видеть все и сзади, и впереди одновременно. Опытный водитель имеет возможность моментально оценить обстановку и принять правильное решение. Для грузовиков задний обзор еще более актуален. Все наверное видели целые гирлянды зеркал, особенно на азиатских среднетоннажниках. В них можно увидеть и положение колес при парковке и подъезде к месту разгрузки, и предметы, находящиеся сзади, и даже мертвые зоны обзора, недоступные  штатной системе. Конечно, есть уже и видеокамеры, но зеркала не сдаются. Зачастую они привычнее, а главное – дешевле.

Существуют и довольно остроумные решения, например, перископическое зеркало для адаптации праворульного автомобиля к правостороннему движению. Стоит такой набор копейки, крепится быстро и позволяет видеть все, что происходит на полосе встречного движения, несмотря на то что водитель находится справа. Дополнительный зеркальный девайс в салоне требует привыкания, но адаптация наступает очень скоро.

Минимально необходимые зоны обзора регламентированы государственными и международными стандартами (ГОСТ Р 41.46-99 и Правила №46 ЕЭК ООН). Естественно, что минимальными зонами лучше не ограничиваться: больше видишь – увереннее едешь, соответственно, приходится прибегать к различным хитростям, дабы увидеть больше. Для увеличения поля зрения боковые зеркала лучше сделать с небольшой кривизной, слегка выпуклые. В них будет отражаться больше. Правое зеркало даже по отечественным нормативам должно быть сферическим, иначе просто не обеспечить необходимую площадь обзора.

Вполне естественно стремление производителя приблизить обзор автомобиля к панорамному, желательно мертвые зоны исключить вообще. К сожалению, сделать сие чрезвычайно сложно, вообще при конструировании постоянно приходится идти на компромиссы. Стойки кузова, дизайн машины часто не дают сделать обзор идеальным, поэтому разработки в «зеркальной» области продолжаются. Сейчас уже практически все иномарки оборудуются асферическими зеркалами. Что это такое? Это зеркало, кривизна которого на дальнем от водителя крае существенно больше. Видно лучше, но искажения выше. Для обеспечения безопасности и дабы показать водителю истинное положение вещей, край с большей кривизной отделяется от края с меньшей кривизной вертикальной полоской.

Внутрисалонные зеркала имеют плоский оптический элемент и не искажают. Видно меньше, зато можно легко оценить расстояние до идущего сзади автомобиля. Сейчас, естественно, продаются уже и так называемые «панорамные» зеркала, имеющие существенную кривизну и позволяющие значительно увеличить угол обзора, но специалистами они признаны не очень полезными. Ухудшают целостность восприятия и отучают пользоваться штатными боковыми зеркалами.

Пока мы рассмотрели только один аспект, касающийся непосредственно зеркального элемента. Но есть и другие задачи, решить которые для хорошего обзора назад производителям жизненно необходимо. Самое важное, конечно, чтобы в зеркала было хорошо видно в любую погоду. Соответственно, в холодном и/или сыром климате зеркалам нужен обогрев. Обычно он включается вместе с обогревом заднего стекла, но бывают и исключения. На современных автомобилях, как правило, уже стоит таймер, отключающий обогрев, когда необходимость в нем отпала, так как нагревательные элементы потребляют весьма приличное количество энергии. Еще не проработана система очистки зеркал, и даже на дорогой современной машине при езде в межсезонье приходится выходить и протирать зеркала, так как грязь, засыхая на теплом зеркальном элементе, делает последний непрозрачным. Тут трудно что-либо придумать, так как за плоской поверхностью создаются зоны разряжения. Говорят, какие-то решения этой задачи уже существуют, но на современных легковушках ничего подобного пока не видел.

Отдельная проблема – езда в темное время суток и ослепление водителя фарами идущего следом транспорта. Тут опять же решений несколько. Ранее использовалось одно, теперь другое. Каждый автопроизводитель выбирает свой путь. Тут важно еще обеспечить приемлемое соотношение цена/качество, соответственно, конструкция, применяющаяся на бюджетном автомобиле, может существенно разниться с премиум-сегментом.

Сейчас, в основном, зеркала покрываются специальной тонировкой или используется принцип изменения отражающей способности. В основе последнего метода лежит способность некоторых жидких кристаллов или электролита изменять свою прозрачность под действием электрического поля. Конечная стоимость продукта в последних двух случаях существенно отличается. Электрохромированное зеркало на BMW(автоматически затемняющееся) по цене разнится с обычным тонированным на тот же кузов примерно в три раза.

Согласно исследованию Donnelly Mirror Corp., предпочтительными цветами тонирования являются голубой и желтый. Они неплохо отражают ослепляющий спектр, не ухудшая передачу информации о дорожной обстановке. Электрохромированные зеркала, безусловно, эффективнее, но только в определенных условиях. Их большим минусом является не очень высокая скорость изменения яркости отражения.

Ну и несколько слов об удобстве использования. Сейчас практически на всех машинах настройка зеркал заднего вида осуществляется с помощью электроприводов, что, несомненно, удобно, хотя остались еще бюджетные автомобильчики, на которых подобную операцию приходится осуществлять вручную. Левое зеркало еще ладно, а вот к правому тянуться далеко. Странно, что бюджетные производители еще не догадались делать комплектацию с одним электрическим зеркалом с правой стороны, а зря, думаю, пользовалась бы успехом.
Напоследок немного о зеркалах с точки зрения детали автомобиля. Не секрет, что оригинальные запчасти весьма дороги, иногда даже чересчур. А зеркала бокового вида задорно торчат в разные стороны во время движения, из-за чего довольно часто страдают в мелких авариях. Зеркала китайского производства ныне уже довольно часто можно увидеть в продаже или даже заказать. Неплохой вариант по цене. Качество зачастую похуже, но пока зеркальный элемент облезет, пройдет пара лет, а за такой срок может многое случиться. Единственное, хотелось бы предупредить, что китайские товарищи наплевательски относятся к каталожным номерам, соответственно, покупая зеркало, неплохо иметь для образца свое старое или то, что от него осталось. Желательно также сразу проверить разъемы, работоспособность электрической части и функционирование обогрева. Для этого достаточно приехать за деталью на машине.