Дорог в России будут строить еще меньшеВ мае 2008 года премьер России Владимир Путин утвердил федеральную программу «О развитии транспорта в РФ до 2015 года». Согласно этому документу на развитие транспортной системы страны должны были выделить более 13 триллионов рублей. В 2009 году по программе было отчислено 218 млрд рублей. В период с 2010 по 2012 годы Минтранс должен был получить до 2 млрд рублей. «Должен был», но, вероятно, не получит, так как Минфин и Минэкономразвития посчитали такие затраты слишком высокими и предложили правительству страны урезать утвержденную Путиным программу развития транспорта в среднем в 2,3 – 2,4 раза. Данные меры предусмотрены ведомствами в рамках сокращения финансирования федеральных целевых программ. «Никакой трагедии в этом нет». Именно так прокомментировали министерства свои решения, объяснив необходимость принятия непопулярных мер сегодняшним финансово-экономическим контекстом, когда уже не приходится «сравнивать однажды озвученные докризисные инвестиционные планы и нынешние решения правительства». Как выразился министр транспорта Игорь Левитин, "в кризисный период говорить о таком бюджете сложно". Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, озвучивая планы Минфина и Минэкономразвития, сообщила, что в последующие три года вливания в развитие транспортной сети страны останутся на уровне нынешнего 2009 года, когда на соответствующие нужды были направлены 218 млрд рублей. По данным «Газеты.ру», поправки, предложенные министерствами влекут за собой существенное сокращение финансирования дорожной отрасли: в 2010 году на нее планировалось выделить 221,1 млрд руб., в 2011-м – 217,5 млрд, в 2012-м – 216,6 млрд. Впрочем, накануне принятия бюджета на 2010 г. стало известно, что в 2010 г. финансирование дорожного строительства и транспортной отрасли сохранится на уровне 2009 г. Однако, в дальнейшем отчисления из бюджета на нужды "дорожников" будут неизбежно сокращаться.
Пока министерства точно не определились, какие проекты дорожного строительства в стране будут недофинансированы или, проще говоря, закрыты. Однако речь идет о том, чтобы не только «сэкономить на сокращении стоимости материалов», но и «за счет отказа или переноса запланированных дорожных работ» провести оптимизацию средств. Кстати, Москва также не намерена сокращать свои расходы на строительство дорог. По крайней мере, местыне власти собираются сохранить их на уровне текущих затрат. Однако суммы вложений все же серьезно сократилась: со 100 млрд. до 45 млрд. рублей, которые город направит исключительно на строительство дорог, а не на возведение инженерных сооружений. Приоритет будет отдан уже начатым проектам. Так, до конца текущего года столичные власти намерены завершить часть работ на строительстве проекта «Большая Ленинградка. А для того чтобы закончить начатое, московские власти рассчитывают получить займы из федерального бюджета. Речь идет о 2 978 300 рублей, которые будут привлечены из госказны и потрачены на строительство пяти крупнейших проектов. Говоря о необходимости сократить ФЦП «О развитии транспорта в России», чиновники кивают на кризис, говоря, что в таких условиях дополнительных денег на строительство дорог не найти. При этом масштабы проблемы таковы, что и полученных в 2009 г. Минтрансом средств на содержание дорог оказалось на 40% меньше, чем того требовалось. Между тем снизить стоимость строительства дорог, одну из самых высоких в мире, не под силу никому. Если не будет нормальных дорог, то никто не сможет гарантировать уменьшение уровня аварийности и смертности на отечественных трассах. Именно такими комментариями о том, что Россию ожидает резкий рост аварийности и цен, встретили намерение Минфина и Минэкономразвития российские эксперты. А ведь все в стране, начиная с автовладельцев, заканчивая президентом России, согласны с тем, что причиной высокой смертности на дорогах является как раз-таки их неудовлетворительное состояние. Кстати, сам Дмитрий Медведев, говоря о произошедших не так давно в стране крупных автомобильных авариях, указывал в качестве причин и «дороги такого безобразного качества». Другими последствиями снижения финансирования станут, по мнению президента ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олега Скворцова, увеличение стоимости товаров, так как из-за непокрываемого дефицита дорог возрастут расходы на их транспортировку. Кроме того, сокращение строительства дорог отбросит общеэкономическое развитие страны «еще как минимум на 10 лет назад». То, как страдает страна и ее граждане от недостатка нормальных дорог, было известно уже давно. Как много громких слов и цифр приводили чиновники в пользу того, чтобы направить в данную отрасль максимум финансирования. Только 40% федеральных трасс и не более одной четверти региональных дорог можно считать удовлетворительными российским дорожным стандартам, 39 000 населенных пунктов, где проживает примерно 2 млн человек, не имеют нормальной транспортной связи с «большим миром». В прошлом году в ДТП, по официальной статистике, погибли 29 900 человек. Из-за неудовлетворительной пропускной способности страна ежегодно теряет на коммерческих транспортировках сумму, сопоставимую с 3 процентами ВВП, при этом расходы на перевозку груза в России достигают 20% от стоимости товара. И так можно продолжать долго, однако в условиях кризиса, когда правительства других стран не сокращают, а наоборот, увеличивают финансирование транспортной отрасли, российские министерства начинают экономить на самом важном – на здоровье и безопасности населения и экономики. Это при том, что размер налогов, которые платят отечественные автомобилисты, никто не уменьшил, стоимость бензина – не снизил.
|
|