Поможет ли жесткость в борьбе с нарушениями ПДД?Не так давно часть депутатов Госдумы выступила с предложением увеличить меру наказания за нарушения правил дорожного движения. Речь идет о статьях, касающихся наказания за превышение скорости, проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда на встречную полосу и вождения в нетрезвом виде. Не исключается при этом, что за неоднократное нарушение водителей будут лишать прав пожизненно. Эти предложения многими комментаторами были названы «репрессивными» и встретили немало противников в рядах самих депутатов. Так, против усиления наказаний резко высказался Геннадий Гудков, зампред комитета Госдумы по безопасности. В комментариях «Интерфаксу» он назвал их стремлением лоббистов прикрыть «провал всей дорожной политики», которая продемонстрировала свою несостоятельность, «начиная от состояния дорог до ответственности водителей и сотрудников милиции». Кроме того, по мнению Гудкова, более половины случаев нарушения ПДД носит вынужденный характер и является следствием «полного отсутствия нормальной организации дорожного движения в стране». Решение проблемы Гудков видит в разработке комплексной правительственной программы безопасности дорожного движения. На мнение Гудкова нашлась другая точка зрения. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин назвал беспредел, происходящий на российских дорогах, результатом «всеобщей раздолбанности и расхлябанности». Под этими емкими эпитетами подразумеваются не только действия водителей, но «и самих работников милиции». Самое интересное, что если убрать громкие и пафосные слова, правы и те, и другие. Водителя, преступившего закон, однажды нарушившего ПДД, надо наказывать, но наказание должно быть не только адекватно мере вины, оно должно быть неизбежным. То есть таким, от которого нельзя откупиться взятками или связями в «высоких кругах». Закон должен быть одинаково строг к любым нарушителям, вне зависимости от занимаемых ими должностей. Кажется, вышесказанные слова не относятся к тому государству, где все мы живем, более того, в рамках привычного для всех правового, социального, политического фона такие выражения многим могут показаться наивными. О каком соблюдении правопорядка или о «чести мундира» задумается сотрудник ГАИ, который работает не на предотвращение нарушений ПДД, а на поимку как можно большего числа автовладельцев, нарушивших правила движения? Тем более в ситуации, когда страж дорожного порядка точно знает, какое авто ему надо остановить, чтобы получить дневной «объем» и по выписанным штрафам, и по полученным взяткам. А для достижения и того, и другого показателя у сотрудников ГАИ в «рукаве» есть масса способов, начиная с умело расставленных дорожных знаков, заканчивая «липовыми» алкотестерами. Системе, которая за годы своего существования отрегулировала свой механизм, трудно противостоять: даже если и найдется порядочный сотрудник ГАИ, он вряд ли сможет влиться в структуру, сохранив свои высокие моральные принципы, если его ближайший начальник не руководствуется в работе такими же правилами и принципами. Да, проблема дорожной безопасности в России носит комплексный характер и имеет мультипликативное влияние, которое затрагивает сразу несколько других, не менее острых проблем и общества, и политической структуры. Конечно же, приступить к решению данной задачи можно с того, чтобы назвать всех расхлябанными раздолбаями, а потом в очередной раз взвинтить размер наказания. Но если делать это каждые полгода, то вскоре придется обсуждать вопрос о введении высшей меры наказания. Можно, конечно же, инициировать разработку очередной «комплексной правительственной программы безопасности дорожного движения», затем долго и детально обсуждать ее в парламенте, доказывая необходимость выделить на ее финансирование как можно больший объем средств из «нерезинового», увы, иссекаемого федерального бюджета. Безопасней на дорогах ни в первом, ни во втором случае не станет. И все это понимают, но понимая, не могут себе отказать в возможности нажиться или «попиариться» за счет темы дорожной безопасности, которая в нашей стране стала не менее популярной, чем нацвопрос. Говоря пустые по своим дальнейшим последствиям слова, прибегая к непопулярным, давно продемонстрировавшим свою неэффективность методам решения проблем, депутаты, имитацией бурной деятельности поощряют принятие других решений, которые могут пошатнуть и без того хлипкую дорожную безопасность в стране. Недавний пример тому – сокращение федеральной программы развития транспортной системы, урезание средств на ее финансирование означает, что хороших отремонтированных дорог, которые сами по себе – залог безопасного движения, большая масса российских водителей не увидит еще долго.
|
|