Страсти по «АвтоВАЗу» – способно ли правительство исправить ситуацию?Ситуация вокруг «АвтоВАЗа» сейчас меньше чем когда-либо внушает оптимизм. Нечему радоваться, в первую очередь, сотрудникам тольяттинского завода, который в августе в очередной раз приостановил свою работу. А в сентябре там ожидается сокращение рабочей недели до 20-ти часов и готовятся массовые увольнения. Официальные сообщения руководства «АвтоВАЗа» опровергают ту информацию, которая частным образом нашла свое подтверждение из других источников: в ближайшее время под сокращение попадут более 27 000 сотрудников тольяттинского предприятия. Причем, как пишут российские СМИ, увольнения произойдут «с молчаливого согласия губернатора Самарской области», Владимира Артякова, который, в свою очередь, выразил озабоченность относительно потенциальной напряженности на рынке труда в городе Тольятти. «Я оцениваю нынешнюю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И, вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода «АвтоВАЗ», но в том числе и смежников», – цитирует слова самарского губернатора РИА «Новости». Есть от чего быть озабоченным, ведь под угрозой оказывается социальная стабильность целого региона, не готового обеспечить работой такое число сотрудников. Вот с такими тревожными мыслями в голове, с лозунгами «Даешь национализацию!», «Долой некомпетентных менеджеров», «Даешь рабочий контроль», «Нет сокращениям на ВАЗе» на митинг в Тольятти 6 августа вышли более 5000 человек. Митингующие обвинили руководство «АвтоВАЗа» в сознательном доведении завода до черты банкротства, создании дефицита своей продукции в салонах автодилеров. Дескать оно делает все это, чтобы, указав на факт затоваривания, провести сокращения и производства, и рабочих. Таким образом, по мнению протестующих, менеджмент тольяттинского завода сознательно приближает его банкротство, чтобы «сплясать на костях» доведенного до краха градообразующего предприятия и «нагреть руки» на его кончине. В данной ситуации именно национализация представляется как «единственный путь спасения завода и спасения города». Такое мнение собравшихся на митинге выразил представитель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности Андрей Ляпин. Положение тольяттинского автогиганта действительно неутешительно: за первое полугодие 2009 года компания потеряла 44% от объема своего сбыта. По информации Ассоциации европейского бизнеса, продажи моделей Lada уменьшились на 44%, убытки за указанный период превысили 14 млрд рублей, выручка предприятия уменьшилась в два раза и составила 40 млрд рублей. При этом займы и кредиты «АвтоВАЗа» возросли на 33,5% (с 39,6 млрд рублей до 52,9 млрд рублей). Задолженность предприятия перед поставщиками по-прежнему остается критичной и составляет 24,7 млрд рублей.Такие данные приводит «КоммерсантЪ». Государство уже давно, прямо и косвенно, помогает ВАЗу. Причем у населения страны, а также экспертов не может не возникнуть вопроса: почему так отчаянно правительство пытается спасти негосударственную компанию, «вбухивает» в нее многомиллиардные суммы, но в итоге Россия так и не имеет по-настоящему качественного, конкурентоспособного автомобильного продукта? Кто-нибудь вообще контролирует расходование средств менеджерами «АвтоВАЗа»? Ведь согласно простой житейской логике, ответственность за неэффективное функционирование компании несут, в первую очередь, не ее сотрудники, а топ-менеджеры. Не лучше ли испробовать другой путь решения проблемы: просто сменить руководство предприятия и компании? Но даже при таком раскладе нет гарантии того, что на место уволенного менеджмента придут некоррумпированные и мудрые управленцы. В условиях кризиса государство уже достаточно много сделало для «АвтоВАЗа», начиная с повышения пошлин на ввоз иномарок, заканчивая предоставлением субсидий по программе льготного автокредитования для покупки автомобилей ценой не выше 350 000 рублей. В список таких льготных машин, как известно, красиво вписался весь модельный ряд тольяттинского автопроизводителя. Очередной мерой поддержки российского автогиганта стало предоставление 25-миллиардного бессрочного беспроцентного кредита. Эти деньги, которые правительство выделило в качестве имущественного взноса ГК «Ростехнологии» с тем, чтобы эта компания предоставила «АвтоВАЗу» беспроцентную ссуду, должны были сотворить великое благо. По мнению вице-премьера РФ и министра финансов Алексея Кудрина, такое финансовое подспорье давало тольяттинскому автопроизводителю возможность не только покрыть текущие потребности, но и начать расширять свое производство. Недвусмысленно при этом намекалось, что «АвтоВАЗ» может рассчитывать на дополнительные госвливания. «..За этим уже взяты обязательства на 98 млрд рублей по вложениям в новые современные мощности, чтобы «АвтоВАЗ» начал выпускать новые автомобили, способные конкурировать с мировыми образцами», – сказал Кудрин. К началу августа «АвтоВАЗ» почти полностью потратил 25 млрд рублей, выделенных из бюджета страны, и предоставил соответствующий отчет. Как того и следовало ожидать, большая часть средств (14,02 млрд рублей) пошла на оплату долга поставщикам, еще 8,04 млрд рублей руководство компании потратило на обязательства по кредитам от Сбербанка и ВТБ , 6,17 млрд рублей автопроизводитель заплатил своим контрагентам. И только 1,63 и 0,2 млрд рублей израсходовано на выплату заработной платы и, соответственно, на налоги. А сколько вазовские топ-менеджеры потратили на развитие производства, сколько пошло средств на то, «чтобы "АвтоВАЗ" начал выпускать новые автомобили, способные конкурировать с мировыми образцами»? Меж тем государственная ссуда компанией была полностью освоена, и вскоре руководству потребуются еще миллиарды, чтобы обеспечить работу предприятия и занятость его сотен тысяч рабочих. Все мы помним, как премьер-министр Путин заявлял, что эти 25 млрд рублей – последняя помощь тольяттинскому автопроизводителю, которому в ближайшие четыре года государство больше не «подаст руки». Однако уже сейчас российские министерства начали перекраивать 11,5 млрд бюджетных рублей, предназначенных для помощи автопроизводителям в текущем году. Размер финансирования программы льготного кредитования будет сокращен с 2 до 1 млрд рублей, программа поддержки лизинговых компаний сократится на 0,5 млрд рублей. Полученные в результате такой экономии деньги направят на увеличение субсидий (до 8,5 млрд рублей) для российских автопроизводителей-экспортеров. И как в сказке, список таковых возглавляет компания «АвтоВАЗ». Очередной этап развития основного российского автопроизводителя весьма печален, особенно с учетом того, что автопром в масштабах всей экономики может и должен быть доходной и эффективно работающей отраслью. Тольяттинское предприятие благодаря своим менеджерам в течение десятилетий «пилило сук, на котором и сидело». О качестве производства, расширении модельного ряда и прочих признаках развития здесь толком никто и не думал. В итоге имеем, что имеем: завод на грани банкротства, рабочие «качают права», правительство выделяет новые средства. Под угрозой системообразующее предприятие, социальное спокойствие в регионе и вообще почти вся отрасль. Модернизировать компанию и завод – мера, в рамках которой, хочешь или нет, но придется сократить рабочий персонал, возможно, не в количестве 27 000 человек, но все же. «Перетрясти» все производственные мощности и привлечь новые технологии также можно, но потребует эта задача неимоверных затрат и времени, которые для российского автопрома истекли еще вчера. И не факт, что после столь желанной рабочими «АвтоВАЗа» национализации предприятие начнет хорошо работать. Тем более, с какой стати российским налогоплательщикам «отдуваться» и оплачивать откровенно некачественное «вазовское» производство? Другое дело – обеспечить строгий контроль расходования предоставляемой помощи, которую уже давно пора направить на развитие качества выпускаемой продукции, а не на обслуживание долга, накопленного руководителями компании. Итог, к которому стремительно близится «АвтоВАЗ», это банкротство с последующей реструктуризацией. Те меры, которые обычно «оздоравливают» предприятия. Но это, как правило, бывает за рубежом, а вот в контексте российской экономико-политической реальности такой эффект оздоровления никто гарантировать не может. Недавно стало известно о том, что в России будет образован новый автомобильный холдинг – «Росавто». Он создается на базе «АвтоВАЗа» (будет внесено 25% активов) и «КамАЗа» (38,8%), а также завода «Автодизель» (30%). И как уточнил Ашот Арутюнян, директор по маркетингу ОАО «КамАЗ», на состоявшейся 26 августа в рамках открытия салона «ИНТЕРАВТО» пресс-конференции, такое событие «не означает объединения двух компаний», а образование нового холдинга, «который будет управлять тремя компаниями». При этом «госкорпорация "Ростехнологии" планирует внести пакеты акций, которые принадлежат ей, в данный холдинг». Руководить новой структурой будет глава «КамАЗа» Сергей Когогин, совет директоров возглавит руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Одновременно с этим в СМИ появились сообщения о том, что президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин подал в отставку. Не уточняется, правда, сам ли он ушел или его «ушли». Официально, отставка Алешина не связана с текущим положением дел на тольяттинском заводе. Однако отрицать того, что в связи с этим уходом и образованием нового холдинга на «АвтоВАЗе» начнут процесс смены руководства, который, скорее всего, будет длиться максимально долго, аналитики не стали. И процесс этот «вряд ли пойдет на пользу», так комментирует ситуацию аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак газете «АиФ». По мнению многих экспертов, «Росавто» в первую очередь создается во спасение «АвтоВАЗа» и, вероятно, спасение будет происходить посредством очередных денежных вливаний.
|
|