Байк-таксисты: "Мы живем в городе без пробок"Байк-таксиКакому автомобилисту, уныло передвигающемуся в пробке, не знакомо желание пересесть на мотоцикл? Вон как резво едет между рядами байкер, пара минут – и он уже первый стартует со светофора. Маневренность – главный плюс мотоцикла в большом городе, везде для него найдется лазейка. Но все же мотоцикл –довольно дорогое удовольствие. Для тех, кому он недоступен, в Москве была создана услуга байк-такси. Первое мототакси появилось в столице в 2007 году.Тогда одна бизнес-вумен закупила 20 мотоциклов Kawasaki, раскрасила их в желтый цвет с шашечками и наняла пилотов. К концу сезона она продала этот проект, и в 2008 году дело подхватил новый владелец. Но успех этого бизнеса был небольшой – за весь сезон набралось всего около 300 клиентов. Руководителю службы "Байк-такси" Ивану Савельеву идея о создании своего проекта пришла 3 года назад, когда он купил себе скутер. "Однажды я специально наблюдал за трафиком в Москве, -- вспоминает Иван, -- и заметил, что во многих машинах едет один водитель, хотя рядом с ним могли бы поместиться еще четыре пассажира. к тому же автомобиль занимает много места на дороге, это очень неэкономно, а мы помогаем людям бороться с пробками". В нашей стране существует стереотип, будто байкеры – это страшные бородатые пузатые мужики на чопперах с кастетами и цепями. Такие представители двухколесного братства, конечно, существуют, но в основном это представители старой гвардии, которые заводят своих "кобыл" несколько раз в сезон, чтобы добраться до какого-нибудь мотофестиваля. На дорогах сейчас чаще встречаются скутеры и спортбайки, мотокультура делает новый виток в России. У Ивана Савельева работают только пилоты со стажем езды на мототехнике не менее 3 лет. Он объясняет это условие тем, что первые два года мотоциклисты ездят "без головы", пытаются доказать, что они самые быстрые, самые ловкие и лучше всех ездят на заднем колесе. В это время случаются большинство аварий – в статистике по ДТП с участием мотоциклистов фигурируют в основном байкеры, катающиеся первый или второй сезон. Перед тем, как принять кого-то на работу, Иван проводит личное собеседование, в ходе которого убеждается, что перед ним адекватный человек, готовый взять на себя ответственность за жизнь пассажира. Затем практическая часть собеседования – кандидат в таксисты показывает свои умения на треке, на дороге, в колонне... "Байк-такси" существует всего четыре месяца, за это время оно перевезло около 800 человек. Из них 30 – в мае, когда служба только начала работу и пилотов было еще мало. Конкуренты у Ивана есть, и он поддерживает с ними дружеские отношения: "А что нам делить? У меня всего 30 пилотов, это очень мало для большого города". Для популяризации услуг мотоперевозок даже был организован совместный пробег, который состоялся в Москве 11 июня: около 30 мотоциклистов с флагами торжественно проехали по Садовому кольцу. Клиенты у службы разные, пилоты возят всех, от 18 до 70 лет. Причем последняя цифра – не шутка. Однажды с байкерами катались дедушка с бабушкой преклонного возраста: пенсионер решил преподнести оригинальный сюрприз своей супруге, и, сопровождая ее на другом мотоцикле, снимал видео на память. Еще один мужчина решил оригинально поздравить свою семью с 25-летней годовщиной свадьбы: его жену и дочку со счастливыми улыбками привезли в ресторан на мотоциклах. В числе постоянных клиентов есть юрист, который весь день крутится на мотоцикле по городу, успевая осуществить несколько сделок. Как говорится, волка ноги кормят. Еще ребята часто возят на экскурсии девушек-туристок, которые хотят посмотреть центр столицы не из окна экскурсионного автобуса, постоянно попадающего в пробки. Среди услуг байк-такси есть и курьерская доставка. За считанные минуты мотокурьер доставит посылку в любой конец города и за его пределы. Это обойдется дороже, чем обычная доставка, но зато можно точно рассчитать время отправки и прибытия груза. К этой услуге обычно прибегают в случаях, когда надо срочно спасать договоры, отчеты и прочие документы. Также среди клиентов влюбленные, желающие преподнести цветы своим половинкам. Команда готова к любым предложениям и заданиям, вплоть до сопровождения свадебного кортежа. Стоимость услуг мототакси сопоставима с поездкой на автомобиле с шашечками. Минимальный заказ автотакси в Москве составляет 300 рублей. Пассажир платит за время, проведенное в пробке, так как 5 километров машина может ехать и 40 минут. Мотоциклисты берут за свою работу от 500 рублей, в них входит 20 км пути, а далее за каждый километр доплачивается 25 рублей. После 22 часов и до утра, а также во время дождя, тариф увеличивается в 2 раза. Каждому клиенту гарантирован индивидуальный подход, ведь на заднее сиденье мотоцикла может сесть и человек с трясущимися коленками, и любитель экстрима. Автор этой статьи на личном опыте убедился в компетентности пилотов, причем это был первый опыт поездки на спортбайке. Мотоциклист, назвавшийся Бармалеем, ездил быстро и уверенно, у его Yamaha FZR 600 огромный потенциал. Он поделился со мной своим опытом работы: "Поначалу мы едем небыстро, чтобы пассажир привык, а потом уже он сам регулирует активность поездки". Также автору удалось прокатиться с VIP-пилотом Павлом на круизере Honda Goldwing 1800. На этом байке сидеть было комфортнее, но разгонялся он не так динамично. В мотопарке службы есть несколько видов техники. На скутерах и спортбайках удобнее лавировать в пробках, их обычно используют для курьерской доставки и других оперативных поездок. На чопперах пассажирские места удобнее, но маневрирование между машинами усложняется из-за широкого руля. А круизеры с удобными креслами и громкой музыкой просто созданы для неспешных экскурсий по городу. Пилот и пассажир могут переговариваться с помощью встроенных в шлемы раций. Шлемы, кстати, как и другая экипировка, предоставляются байкерами. Кроме того, по опыту европейских коллег, пассажирские места застрахованы. Во время заказа оператор выясняет вес клиента – это нужно для того, чтобы подобрать подходящего водителя. Вес пассажира не должен превышать вес пилота более чем на 20 килограммов, чтобы сидящий мог управлять мотоциклом. Именно поэтому среди байкеров-таксистов почти нет девушек. Перед поездкой проводится обязательный краткий инструктаж пассажира Во время подготовки репортажа к мотоциклистам подошли парень с девушкой, которым надо было добраться от ВДНХ до Видного. Молодой человек держался увереннее, а его подруга мучилась сомнениями. Видя это, байкеры распределили клиентов между собой – девушку взял на себя Бармалей, а стоящие рядом подбадривали парочку. Не знаю, какие впечатления получила пара от поездки, но судя по огоньку в глазах перед поездкой, они еще долго будут вспоминать дорогу до дома. А вот постоянные клиентки байк-такси Надя и Юля привычно одевают шлем и бесстрашно взбираются на заднее сиденье мотоциклов. Надежде понравился такой вид передвижения по Москве с первого раза и теперь она уже со знанием дела выбирает, на какой мототехнике добраться до цели. А Юля работает на ВВЦ, неподалеку от дислокации байк-такси, как-то раз она рискнула добраться домой "с ветерком" и теперь почти каждый день уезжает с работы на мотоцикле с шашечками. Иван Савельев заметил, что пока люди воспринимают мототакси как развлечение, экзотический отдых. Но он надеется, что со временем его служба займет свое прочное место на рынке извоза. Конечно, таксистам на автомобилях и бомбилам они никакие не конкуренты. Автомобилисты берут деньги за время в пути, а мотоциклисты – за километры. "У нас разные города, – смеется Иван, – у них с пробками, у нас – без".
|
|