Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Запорожец»: путь от «горбатого» к иномарке

Cтатья

 Недавно было объявлено о начале продаж в России автомобилей марки  ZAZ Chance. До этого автомобиль выпускался на рынок под названием Chevrolet Lanos. Эксклюзивный дилер новой марки на территории России, компания «Квингруп», планирует реализовать до конца 2011 года 150 000 машин. О предыстории этого крупного контракта, о его последствиях для российских автолюбителей узнавал главный редактор avto.ru, побывавший в Запорожье. Там он увидел, как завод, специализировавшийся когда-то на выпуске «ушастых» и «горбатых» народных машин, превратился в производителя иномарок самых известных брендов.

Город Запорожье оставляет гнетущее впечатление. Так выглядели российские областные центры около 15 лет назад. Разбитые дороги, бордюры и тротуары, старые обшарпанные трамваи. Кое-где бросаются в глаза кустарные рекламные «баннеры» с надписями, сделанными кисточкой и краской. Большое количество летних кафе с выцветшими от яркого украинского солнца шатрами и зонтами известных пивных и безалкогольных производителей.

Однако когда въезжаешь на территорию Запорожского автомобильного автозавода (ЗАЗ), кажется, что попадаешь из депрессивного города в другую страну и эпоху. Ровное асфальтовое покрытие на всей площади предприятия, большие светлые цеха с самым современным оборудованием и напоминающими инопланетян роботами. В несколько рядов выстроились сверкающие автомобили, сошедшие в конвейера и ожидающие своей очереди на отгрузку дилерам и дистрибьюторам в разных городах и странах. 

Неудивительно, что на завод у жителей и руководства города и Запорожской области особая надежда. Как сообщил на состоявшейся 12 августа в управлении АВТО ЗАЗ встрече с журналистами мэр Запорожья Евгений Карташов, львиную долю налоговых поступлений в бюджет дает именно это предприятие.  

Продукция современного ЗАЗа – это уже далеко не те «горбатые» и «ушастые» «Запорожцы», ставшие героями анекдотов. Впрочем, в СССР «Запорожец» был популярен из-за своей относительной дешевизны (около 3-3,5 тысячи рублей). Кроме того, он отличался хорошей проходимостью за счет большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось. 

Однако после распада СССР рынок сбыта «Запорожцев» в России был утрачен. На заводе наладили выпуск «Таврии». Это был социальный автомобиль, который держали на конвейере для обеспечения работой многотысячного коллектива ЗАЗа и всей инфраструктуры предприятия. В 2007 году производство «Таврии» было прекращено. Так на ЗАЗе завершилась эпоха собственных моделей, и украинский автозавод полностью перешел на выпуск иномарок: Chery, ZAZ-Sens (то же, что и Daewoo Lanos, только на отечественных запчастях), Opel, Chevrolet. Начато сотрудничество с КІА MOTORS.
Выход предприятия на международный уровень происходил не только путем принятия различных стратегических и маркетинговых решений, привлечения инвесторов и кооперации с иностранными партнерами. Иногда он сопровождался очень нестандартными приемами.

– Долгое время нам отравлял жизнь находящийся по соседству кирпичный завод, – рассказал Василий Кривонос, заместитель Председателя Правления ЗАО «ЗАЗ» по производству. Пыль, распространявшаяся с завода, поступала к нам. Допустить ее в цеха означало бы большие проблемы, особенно там, где производится окраска автомобилей, к которой предъявляются самые высокие санитарные и технологические требования. Вентиляционные фильтры быстро забивались, и мы тратили много денег и времени на их замену. Тогда мы купили этот завод и развалили его.

Тем временем в России и Украине произошло много событий, которые отразились на экономике, политике наших двух стран и судьбах ее жителей: «оранжевая революция», в результате которой в Киеве к власти пришло прозападное правительство, газовые скандалы и взаимные обмены упреками и угрозами между нашими руководителями, и наконец мировой финансовый кризис.  

По словам председателя правления ЗАО «ЗАЗ» Николая Евдокименко, на Украине продажи автомобилей упали. На ЗАЗе не ждут помощи от государства и  понимают, что рассчитывать нужно только на себя. Не будет компенсации кредитных ставок и льготных займов на покупку машин, как в России. Поэтому с большой надеждой украинское предприятие сейчас смотрит на российский авторынок. Естественным последствием и попыткой выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями стал недавно заключенный между запорожским автозаводом и российской  компанией «Квингруп» контракт об эксклюзивных продажах в России автомобилей Chance, еще недавно представленных под брендом Chevrolet Lanos.

Срок действия контракта между ЗАЗ и GM-DAT СНГ, согласно которому украинский автозавод мог поставлять в Россию модель Lanos под маркой Chevrolet, истек 1 июля 2009 года. Тем не менее, ЗАЗ имеет право еще в течение 5 лет продавать этот автомобиль в России, но не может использовать названия Chevrolet и Lanos.

«Chance - это по-прежнему собираемая из качественных импортных комплектующих доступная по цене и хорошо зарекомендовавшая себя машина, – отметил  директор компании «Квингруп» Лемур Ислямов. – До недавнего времени стоимость этого автомобиля находилась в среднем ценовом сегменте и была сопоставима с ценами на некоторые отечественные автомобили. Теперь автомобиль стал еще доступнее и привлекательнее по цене».

По заверению автодилера, российские покупатели получат тот же самый автомобиль, что и раньше, но по более низкой цене: теперь не придется переплачивать за бренд. Цены на Lanos в России снижены на 10% (до 189 000 руб. за базовую модель с двигателем 1,3 л).

В мае в России было продано на 56% меньше Lanos, чем годом ранее, но это не помешало модели оказаться на 2-м месте по популярности после Ford Focus.

До конца нынешнего года компания планирует продать 20 000 автомобилей, а до конца 2011 года – 150 000. На рынке автомобиль будет представлен тремя моделями в различных модификациях с объемом двигателя 1,3 и 1,5 литра, в двух классических вариантах кузова – седан и хэтчбек.  В ближайший год запланирован face lifting автомобильного ряда.  Уже до конца года «Квингруп» планирует предложить ряд кредитных программ для потенциальных покупателей.

На вопрос о том, не помешают ли поставленным задачам с завидной периодичностью возникающие трения между руководством России и Украины, Лемур Ислямов ответил:

– Ну и что от того, что они постоянно ругаются друг с другом? Ругаются, значит любят. Мы для себя тут никаких препятствий не видим.

Комментарий эксперта

Олег Дацкив, генеральный директор портала auto-dealer.ru:

-- Во-первых, российскому рынку в ближайшие годы однозначно нужны будут доступные авто. Во-вторых, это шанс наладить быстро дистрибьюцию, не думая и не теряя времени на ожидание того, как решится судьба GM. Ответ на этот вопрос придется ждать еще очень долго, и у "Квингруп" есть время для опережения. Что касается планов продать 20 000 машин в этом году, то  на мой взгляд, сделать это они просто не успеют. Маркетинг, PR, дилеры, логистика, организация - все это требует времени, хотя  "Квингруп" всегда умела действовать быстро. А вот 150 000 машин до конца 2011 года это вполне выполнимая задача. Ее даже можно перевыполнить.

ВАСИЛИЙ ЯШКИНАС