Мелкие нарушения ПДД остаются безнаказаннымиПравительство ищет все новые способы пополнить казну. В списке лучших «спонсоров» на первых позициях числятся автомобилисты. А тут и весна подоспела, и снова на дорогах проводятся показательные акции по ловле злостных неплательщиков штрафов. Нарушения Правил дорожного движения у российских водителей, видимо, в крови. Ежедневно выписываются тысячи протоколов, поэтому и взыскание долгов сулит немалые деньги. На круглом столе, прошедшем в Госдуме, директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков посетовал, что взыскание минимального штрафа в размере 100 рублей невыгодно. На работу судебного пристава за обработку одного случая государство тратит более 300 рублей, именно до такой планки Парфенчиков предложил поднять минимальное взыскание. Работа судебного пристава заключается в поездках по месту жительства должника в случае, если в течение месяца не пришло подтверждение об оплате штрафа. Конечно, будучи буквально прижатыми к стенке, нерадивые автомобилисты в большинстве случаев оплачивают долг на месте. В случае отказа или отсутствия у нарушителя денег пристав описывает имущество. В 2008 году был выписан 41 миллион штрафов, из них добровольно было оплачено около 2 миллионов. Судебные приставы обработали лишь 9,8 миллионов случаев. Также прозвучало предложение ввести систему административных предупреждений, поскольку больше половины оформляемых штрафов пробивают дыру в государственном кошельке. Если водитель постоянно нарушает один и тот же пункт ПДД, то за первые несколько раз ему можно вынести только устные предупреждения, а когда «накопится» значительная для взыскания сумма, он будет оштрафован за все предыдущие нарушения сразу. Казалось бы, жизнь автомобилистов упростится, так как не нужно будет из-за 100 рублей отстаивать очередь в Сбербанке или мотаться в поисках терминалов для оплаты штрафов. Но решения принимаются не в пользу удобства водителей, а с расчетом на более четкую работу ведомств, связанных с административными наказаниями. Против увеличения минимального штрафа в одном из интервью высказался заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин. Он заявил, что любое изменение нормы закона требует подкрепления статистикой и должно быть тщательно проработано. Кроме того, идея устных предупреждений также не будет на руку автоинспекции, поскольку эффективность ее работы оценивается по количеству выписанных протоколов. Устные предупреждения сотрудники ГИБДД могут выносить и сейчас, но это зависит, скорее, от их настроения и выполнения плана по штрафам. Незначительные штрафы налагаются за такие нарушения, как не подача сигнала перед маневром, связанным со сменой ряда движения, началом движения или остановкой; поворот или разворот из несоответствующей этому полосы; несоблюдение требования дорожного знака и т.д. Иногда автоинспекторы выписывают штраф за переход в неположенном месте – по пешеходам тоже есть свой план. Наверное, каждый согласится, что ездить, полностью соблюдая ПДД, практически невозможно. Хотя доля штрафов за мелкие нарушения составляет более половины всех выписанных. С одной стороны, штрафы не оплачиваются сразу потому, что эта процедура не так уж проста. Некоторые «дорожные милиционеры» могут забыть предоставить реквизиты для оплаты, а звонки в отделение ГАИ не дают ответов на эти вопросы. Дело не в том, что человеку жалко 100 рублей, а в том, что из-за этой незначительной суммы они потратят уйму времени. Оплата постоянно откладывается «на потом» и постепенно забывается. С другой стороны, возможно, это связано с нашим менталитетом, мол, вам надо – вы и взыскивайте. Наш человек, в отличие от большинства европейцев, сможет спокойно спать, пока у него в бардачке покоится стопка неоплаченных штрафов. Если государство согласится с предложением службы судебных приставов, безусловно, будут сэкономлены немалые деньги. Но задушевные беседы сотрудников ГАИ не будут иметь должного эффекта. Скорее, наоборот, – создаст иллюзию безнаказанности. И далее по цепочке это приведет к росту аварийности на дорогах. А безопасность на дорогах страны – это ведь первое, на что должна опираться Государственная дума при принятии решений?
|
|