Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Снизят ли цены автостраховщики?

Финансово-экономический кризис затронул многие сферы российской экономики, не обошел стороной и рынок автострахования. Причем масштаб воздействия кризиса на данный сектор страхования стал во всеуслышание оглашаться экспертами отрасли именно сейчас. Причин несколько: во-первых, существенное сокращение продаж на российском авторынке; во-вторых, нежелание банков вкладывать средства в кредитование полисов КАСКО; в третьих, стремительный рост курса доллара по отношению к рублю. К этим причинам добавляются и промахи самих страховых компаний, которые большую часть денежных средств, полученных в докризисное время и предназначавшихся для выплат клиентам, направили на собственное развитие.

В итоге российский рынок автокредитования подошел к апогею своего бедствия, за которым, по словам заместителя генерального директора компании «Ингосстрах» Игоря Ямова, – «приближение драматических испытаний для этого сегмента рынка». Подтверждая такое мнение он сообщает, что уже сейчас стало понятно: деньги, вырученные автостраховщиками от продаж полисов в прошлом году, не покрываются взятыми страховыми компаниями обязательствами по полисам. В численном соотношении дело обстоит, по словам Ямова, так: из 176 млрд руб., собранных в 2008 году, примерно 100 млрд возвращается партнерам по автомобильному бизнесу. Под партнерами в данном случае подразумеваются автосервисы, которые также отреагировали на кризис, увеличив стоимость услуг.

Оказавшись в такой трудной ситуации, страховые компании, которые еще остались на плаву, выбирают уже испробованную стратегию ведения бизнеса, а именно – снижение стоимости КАСКО. Именно так еще в начале апреля месяца поступили три крупнейших российских страховых компании: «РЕСО-Гарантия», «РОСНО» и «Ренессанс-Страхование». Страховщики предложили более чем заманчивые условия по КАСКО. И все это лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание и деньги владельцев новых автомобилей, а также тех, кто ранее приобрел полис у компаний, прекративших свою деятельность на рынке автострахования.

Для автомобилей стоимостью менее 100 000 долларов и возрастом менее 9 лет «РОСНО» предлагает скидку 40-55% на оформление страховки от угона и ущерба. Правда, получить ее можно при оформлении франшизы в 2% от цены страхуемого автомобиля (не менее 25 000 руб.). Не меньший бонус можно получить и в «РЕСО-Гарантия»: скидка 30% на КАСКО для автомобилей не старшее 1997 года выпуска. При этом «в нагрузку» предлагаются сразу три услуги: «РЕСО-Авто» (риск «Только хищение»), «РЕСО-Автопомощь», а также добровольное страхование автогражданской ответственности с любым на выбор лимитом. Для клиентов других страховых кампаний предоставляется возможность продлить КАСКО «по дешевке» в компании «Ренессанс Страхование»: снижение тарифов достигает 10%. Держателя полиса других организаций принимают в «Ренессанс Страхование» только в случае, если у автомобилиста за последний год произошел лишь один страховой случай.

Такие программы скидок сомнительно восприняли остальные игроки рынка автострахования, а Федеральная служба страхового надзора назвала подобный способ привлечения дополнительных клиентов шагом к нестабильному положению «честных» страховых компаний. Впрочем, демпингом в области тарифов КАСКО, еще в начале года озадачился и Росстрахнадзор, который посчитал, что намеренное снижение цен «лоббистами от автострахования» негативно отразится на деятельности честных страховщиков. Кроме намерения публиковать у себя на сайте цены на данный вид страхования в различных компаниях, ведомство заявило, что будет всякий раз будет требовать с автостраховщиков объяснения установленных ими тарифов КАСКО. В случае, если страховая компания начнет необоснованно демпинговать, Росстрахнадзор будет выносить предписания и, возможно, приостанавливать действие лицензии на осуществление страховой деятельности.

Любопытно, что крупные автостраховщики, к примеру «РОСНО», отнеслись к данной инициативе тогда вполне положительно. А директор Департамента страхования автотранспорта компании Ольга Вересова, выражая свое мнение относительно демпинга на рынке автострахования, заявила, что в данной сфере сейчас достаточно фирм, цель которых – собрать как можно больше премий, чем и обеспечить страховые выплаты. Однако стоит рынку начать стабилизироваться, как эти компании «начинают задерживать выплаты, провоцировать клиентов на обращение в суд», а все это чревато долгосрочными судебными разбирательствами и порой невыплатой страховки.

Иное мнение по поводу контроля тарифов КАСКО выражалось с другой стороны «баррикад». К примеру, глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин усмотрел в действиях Росстрахнадзора стремление защитить интересы крупных автостраховщиков, устранить конкуренцию на рынке страхования, чем и лишить автомобилистов возможности выбирать, у какой компании приобретать полис. Причем он не исключил того, что цены на КАСКО увеличатся уже в ближайшее время.

Против демпинга крупные российские автостраховщики высказывались негативно еще месяц назад, а очень скоро и сами решили взять такой метод привлечения клиентов себе на вооружение. Ожидать того, что цены на КАСКО начнут повсеместно снижаться, не стоит. Ведущие компании этой сферы могут позволить себе такую «роскошь», как снижение стоимости полиса. Ведь на то они и крупные, что имеют достаточную финансовую стабильность. Да и цель у них более чем заманчивая: привлечь к себе автомобилистов, заключивших страховые полисы с ушедшими с рынка игроками. Но число таких автовладельцев хоть и достаточно велико, все же ограниченное. Новых же приобретателей полисов становится все меньше, поскольку спрос на рынке продолжает падать, а автокредиты дорожают.